АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
24.02.2018, 20:25 0
Энцо Шифо заботился о прическе, но все равно был лучшим на поле.

Единственный наследник Платини. Игрок, который тащил Бельгию до Азара


В декабре 2017 года Гарет Саутгейт и вся Англия вздохнули с облегчением после того, как на ЧМ сборная попала в одну группу с Тунисом, Панамой и Бельгией. И пусть история «Трёх львов» учит нас тому, что англичане способны превратить любое противостояние в триллер, слабо верится в то, что дальше пройдут не две европейские команды.

После двух с половиной десятилетий простоя Бельгия вернулась в мировой футбол с целым набором звёздных футболистов. Ромелу Лукаку, Тибо Кортуа, Венсан Компани, Дрис Мертенс, Кевин де Брёйне, Эден Азар и другие заставят поволноваться любого противника на предстоящем мундиале.

Когда Англия последний раз встречалась с бельгийцами на большом турнире, в составе команды не было такого количества звёзд, но и назвать её бесталанной было невозможно. Особенно ярко выступал Энцо Шифо, которого Бобби Робсон назвал главной угрозой для своих ворот.

Человек с невероятным видением поля и голевым чутьём, Шифо отметился 121 голом за 478 матчей. Он олицетворял «десятку» в восьмидесятые и девяностые. И пусть он был не очень быстр, зато возмещал это техникой.

К сожалению, в жизни и в футболе часто бывает так, что никакие таланты не могут отвлечь внимание от менее важных деталей. В случае Шифо, его «проблемой» было происхождение. Он родился в городке Ла-Лувьер неподалёку от Брюсселя, где на свет появились и братья Азары. Его родителями были итальянцы, в связи с чем Энцо пришлось пережить все сложности, с которым сталкиваются эмигранты в новой стране.

В семидесятых годах в Бельгии особую любовь к иностранцам не питали, и даже после того, как юный Винченцо отказался от итальянского гражданства в 1984, на него посматривали с недоверием.

«В городе было тяжело. Независимо от того, сколько тебе лет, главное быть готовым показать всё, на что способен. С самого раннего возраста я был готов доказать свой талант. Мне повезло провести молодость в большой команде. В таких клубах нужно быть сильным, уметь дать отпор. Часто в юном возрасте так могут не все. Я должен был показать, что достоин шанса».

Независимо от того, с какими бы сложностями сталкивался Энцо в жизни, на поле он чувствовал себя, как дома. Ещё в семилетнем возрасте его подписал «Ла-Лувьер», за который Шифо отметился 432 голами за четыре сезона. Такая результативность привела к тому, что Энцо прозвали «Маленьким Пеле».

Он понял, что футбол поможет ему выбраться из трущоб и чего-то добиться. Его отец, бежавший из Сицилии в 1957, работал в шахте и не мог и надеяться на какие-то перемены.

«Вскоре я осознал, что футбол – единственное, к чему у меня была предрасположенность. Это был единственный шанс на лучшую жизнь. Всё детство я смотрел, как отец возвращается с шахты. Он рассказывал о прошедшем дне, и всё звучало, как настоящий ад: грязь, земля, опасность, темень».

В футболе же у Шифо и правда всё получалось. После громкого дебюта за местную команду к нему стали проявлять интерес и более именитые клубы, и уже в 1982 он переехал в «Андерлехт», где дебютировал на профессиональном уровне в 17 лет. Несмотря на то, что он почти в одночасье стал игроком самого успешного клуба Бельгии, Шифо не стушевался и мгновенно стал своим, тут же пробившись в основу.

К сожалению, в остальном радоваться было нечему. Команда проиграла в финале Кубка УЕФА «Тоттенхэму», упустив второй подряд трофей. А ведь как всё здорово получалось вплоть до финала! Лишь одно поражение за всю кампанию. В полуфинале пришлось попотеть, принимая «Ноттингем Форест». В гостях было особо сложно: подопечные Брайана Клафа начали очень здорово, и дубль Стива Ходжа почти гарантировал победу. Именно Шифо открыл счёт голам бельгийцам, и вскоре за ним последовал мяч Эрвина Ванденберга.

В финале матч тоже был напряжённый, но не невозможный. «Тоттенхэм» был силён, но на гол «Андерлехта» нашёлся ответ Грэма Робертса в самом конце встречи. В дополнительное время ворота никто не распечатал, и судьба трофея решалась в серии пенальти. Шифо забил, но его одноклубники Мортен Ольсен и Арнор Гудьонсен – отец прославленного Эйдура – промахнулись.

Команда долго не горевала, и последующие два сезона ознаменовались громкими победами в лиге. Сам же Шифо стремительно превращался в одного из самых ярких футболистов Европы. Именно с его помощью Бельгия заняла четвёртое место на ЧМ-86, уступив только Аргентине Диего Марадоны.

Единственный наследник Платини. Игрок, который тащил Бельгию до Азара


Великий аргентинец забил оба гола в том противостоянии, а Шифо, ставший лучшим молодым игроком турнира, восторженно отзывался о нападающем: «Я уважаю Марадону. Я не сравниваю себя с ним, но очень уважаю таких игроков, даже если речь о противнике. Я играл со многими великими футболистами, но Марадона – среди тех, кто впечатлил меня больше остальных, и не просто благодаря его стилю. У него свои движения, и он может решать моменты и целые игры в одиночку. Мне хотелось узнать, как он это делает. Поэтому все им восхищаются. У него был футбольный ум, который позволял принимать стремительные решения».

Уже вскоре Шифо вновь встретился с аргентинцем, благо оба перебрались в Италию, где бельгийца восторженно называл своим преемником сам Мишель Платини: «Он единственный европейский футболист, которого я могу назвать преемником». Сам Платини играл против Шифо на Евро-84.

К сожалению, переезд на историческую родину не привёл к успеху. В «Интере», который выложил за Шифо 7,5 млрд лир, бельгиец играл не так часто. Его статистика даёт понять, что до результативных серий «Андерлехта» было далеко: всего 28 игр и четыре гола. Недостаток игровой практики в итоге привёл к стремительному переезду во Францию, в «Бордо».

В новом клубе Шифо воспрянул духом и заиграл, как прежде, но и тут его ждало разочарование: серия травм и конфликт с тренерским штабом быстро вынудили паковать чемоданы. К тому моменту сторонние наблюдатели стали интересоваться, так ли виноваты клубы, или тут просто дело в том, что характер у Шифо не соответствовал тому, чем он занимается.

Такое мнение подтвердил и известный бельгийский голкипер Жан-Мари Пфафф, как-то язвительно заметивший, что не хотел бы играть с тем, кто боится испортить причёску на поле.

Шифо был молод – всего 23 года – и талантлив. В Европе его хорошо знали все, и многие были готовы дать ему шанс. Тем не менее, уже тогда он подумывал завязать с футболом и заняться чем-то другим. К счастью, его спас Ги Ру, работавший над новой командой «Осера». Он видел в Шифо креативный центр, вокруг которого вертелся бы весь коллектив. И план сработал: «Осер» поднялся на солидное пятое место, а затем шестое место в сезонах-1988/89 и 1989/90. Сам бельгиец отметился 11 голами за 14 игр.

Время в «Бордо» было болезненным для Шифо, который хотел бы поскорее забыть о нём. Тем не менее, там он и многому научился:

«Если бы у меня был шанс вернуться в прошлое, я бы сделал всё абсолютно так же. Арсен Венгер как-то сказал, что каждый футболист должен пройти через огонь для того, чтобы научиться справляться с разочарованием. Как мне кажется, чем раньше это случится, тем лучше, и я ни о чём не жалею».

Две бургундские кампании вернули страсть к игре, и Шифо отважился вернуться в Серию А. В Италии к нему уже относились по-другому после внушительного ЧМ-90, пусть сама Бельгия далеко и не прошла, став жертвой гола Дэвида Платта.

В групповом же этапе всё было иначе. Шифо вдохновил команду на победы и сам играл так ярко, что его гол вошёл в десятку самых красивых в истории Чемпионатов мира.



После такого яркого выступления Шифо перебрался в «Торино», где был талантливый коллектив под руководством Эмилиано Мондонико. Именно там бельгиец стал звездой яркой команды, пробившейся в финал Кубка УЕФА и переигравшей «Реал».

Но в финале история повторилась. Играв против «Аякса», туринцы сначала сыграли вничью 2:2, а затем 0:0. Лишь в следующем сезоне первое за шесть лет золото всё же нашло его шею: «Турин» переиграл «Рому» в финале кубка Италии. К сожалению, то был не яркий старт, а громкий финал. Довольно быстро клуб начал испытывать финансовые трудности и продал всех своих звёзд.

Энцо Шифо покинул команду в числе первых и решил вновь попытать удачи во Франции. Его подгоняли обидные слова Мондонико: «Он никогда ничего не решал. Он хорош, когда команда хороша, но стоит чему-то пойти не так, как он исчезает. Стандартная ситуация для человека без характера».

Как и многие другие артисты, Шифо считал себя непонятым.

«Они никогда не понимали меня. Тренер, который пошёл на сделку, должен строить команду вокруг меня. Не я должен был адаптироваться».

Четыре года во Франции привели к умеренному успеху. С «Монако» Шифо взял ещё один чемпионский титул и поучился мудрости у Арсена Венгера. Увы, неудачные Чемпионаты мира 1994 и 1998 привели к напряжённым отношениям с тренером Жоржем Лекенсом, из-за чего Шифо решил покинуть сборную, успев стать одним из трёх бельгийцев, сыгравших на четырёх ЧМ.

К началу сезона-1997/98 Шифо присоединился к родному «Андерлехту» в 36-летнем возрасте. Ярким возвращение не назовёшь: в какой-то момент он испугался, что будет сражаться за жизнь после осложнения операции на плече. Ему сказали, что в футбол он больше не сыграет, но Шифо считал иначе, и вернулся в качестве играющего тренера в «Шарлеруа», после чего всё-таки повесил бутсы на гвоздь в 2000 году.

Единственный наследник Платини. Игрок, который тащил Бельгию до Азара


Как и полагается, в самом конце карьеры он не упустил шанса пройтись по всем своим обидчикам:

«Многие обвиняли меня в том, что я растратил свой потенциал и никогда не добивался того, чего хотел. Все эти критики могут попробовать поискать других, кто может сравниться с моими достижениями. Кто-то, конечно, найдётся, но таких будет немного. И это меня радует».

Автор: Dan Cancian, These Football Times
+4
Автор: Денис КошелевФото: TFT, FIFA

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)