«Если ты попробуешь купить Баррето, я тебя убью». История Маурицио Дзампарини

В продолжение рубрики о самых колоритных президентах футбольных клубов Андрей Клещенок рассказывает о владельце «Палермо».

Шесть лет назад уже прославившийся президент «Палермо» был отстранён от футбола за сознательное завышение стоимости футболистов. Разочарованный северянин грозился продать клуб и божился, что уйдёт из футбола. Квинтэссенцией гневной филиппики Маурицио в адрес ФИФА стала фраза о том, что он – единственный президент, не совершивший ни одной незаконной сделки. Поэтому, мол, и отстраняют.

Но всё обошлось. Темпераментный, как и все итальянцы, Дзампарини наговорил больше, чем хотел. Он остался в «Палермо», которым владеет с 2002 года. Остался, несмотря на растущую оппозицию в среде сицилийских тиффози и неприязненные отношения с руководством ряда клубов Серии А (в первую очередь – «Милана»).

История Дзампарини – это история противоречий. Успешный бизнесмен пришёл в футбол в конце восьмидесятых, выкупив скромную «Венецию». Предпринимательское дарование Маурицио пришлось клуб кстати: Дзамп спас команду от банкротства, придумав хитроумную схему и обойдясь минимумом финансовых вливаний.

Тогда же Маурицио доказал, что умеет нанимать людей. За несколько лет он вывел клуб из Серии С2 в Серию А. Вероятно, «Венеция» до сих пор была бы частью итальянской элиты (как сейчас «Палермо», несмотря на перманентные вылеты), если бы не последовавшая ссора президента с городским руководством.

Маурицио Дзампарини умеет достигать поставленных целей. Каждый, кто знаком с его биографией, подтвердит это. «Венеция» потеряла умного и настойчивого президента – только и всего. То, что Дзамп хотел провернуть в лагуне, он с успехом проделал на Сицилии. Выкупив «Палермо», он за два года вывел клуб в Серию А. Нанятые им скауты открыли миру таких футболистов, как Пасторе, Кавани и Дибала.

Состояние Дзампарини превышает миллиард евро. Это при том, что начинал Маурицио с нуля. История человека, который из разносчика пиццы превратился в главу крупного финансового синдиката и владельца большой строительной компании, началась в скромном фриулийском местечке Севельяно. Он жил в доме деда, смотрителя местной железнодорожной станции. Старик Эрнесто преподал юноше первые уроки человеколюбия: по праздникам он отправлял Маурицио по округе – раздавать хлеб беднякам.

После учёбы Дзампарини путешествовал, отрывался, а когда взялся за ум – основал собственную строительную фирму. Годы спустя он – один из богатейших людей Италии. Дерзкий фриулиец высказывается против государства, «грабящего итальянцев», громогласно честит громоздкую бюрократическую систему («нужно получить разрешение, чтобы сходить в туалет») и достигает успеха во всём, за что бы ни взялся.

Футбол – не исключение. Заштатный «Палермо» за 14 лет превратился в крепкого середняка Серии А. Даже вылеты в Серию B нипочём – команда возвращается и вновь портит нервы фаворитам. Требовательный к себе, Дзампарини нетерпелив и к другим. А больше всего – к тренерам. За 14 лет он сменил 35 алленаторе. 35! Президент «Палермо» отшучивается, мол, увольнять тренеров – его хобби.

Доходит порой до смешного. Гвидолина, нынешнего коуча «Суонси», Дзамп нанимал и увольнял четырежды. Страсть к увольнениям порой играет с клубом злую шутку – причём там, где ожидаешь меньше всего. После матча с «Карпи», который кошмарно отсудил земляк президента Ренцо Кандуссио, взбешённый Маурицио позвонил мэру Севельяно. А тот напомнил Дзампу, что пять лет назад Маурицио уволил из строительной компании отца арбитра, Альдо Кандуссио.

Скандал

Даже в Италии, где связи с мафией не всегда считаются чем-то зазорным, о Дзампарини ходят самые разные – но не доказанные – слухи. Как бы то ни было, но год назад Маурицио проявил себя как истинный мафиози. Скандал развернулся вокруг персоны парагвайского хавбека Эдгара Баррето, активный интерес к которому проявила «Сампдория».

Дело закончилось заявлением Массимо Ферреро в полицию. Журналистам президент «Сампы» рассказал следующую историю:

– Я сыт по горло этим Дзампарини. Он угрожал мне. Хватит оскорблений! Я позвонил ему и спросил про Эдгара Баррето. Дзампарини сказал, что убьёт меня, если узнает о переговорах с парагвайцем.

Цитаты

Игрокам «Палермо»:

– Вы не мужики, а просто кучка маленьких девочек!

– Я в свои годы быстрее бегаю по утрам, чем когда вы считаете, что сделали рывок!

– Скорее всего, мы проиграем 2:0. Я очень беспокоюсь в преддверии матча, потому что команда чересчур петушится.

– Смотрю на наши результаты, и мне кажется, что игроки специально тренируются, чтобы ставить рекорды по пропущенным голам.

– Смышлёный парень этот Муту, прямо цыганёнок. Хотя это характерно для румын, все они коварные типы. Мы выставляем себя дураками, играя по fair play, а они пользуются этим. Хитрость – это характерная особенность румын, заложенная в их ДНК. Они развивали хитрость как часть своего инстинкта выживания.

– Блаттер – расист. Разве вы не помните, что он не хотел вручать нам трофей, когда мы выиграли Чемпионат мира? Он даже не пришёл на церемонию награждения. Блаттеру, как и Платини, следует дать пинка под зад.

– В футболе много стервятников. На днях мне позвонил Галлиани и сказал, что он обиделся, а потом попросил отдать бесплатно моего защитника Муньоса. Уж лучше я посажу игрока на трибуны до июня. Это вопрос принципа.

О женщине-президенте «Ромы»:

– Кому пришло в голову доверить спортивный автомобиль женщине?! Это всё равно что дать обезьяне гранату!

– Сколько я потратил на разных тренеров? Давайте я не буду подсчитывать сумму, иначе застрелюсь.

– Моё главное хобби? Увольнять тренеров.

На призыв болельщика продать клуб:

– Не выкручивай мне яйца на тему того, что я не могу обсуждать.

– Инфантино стал президентом ФИФА, потому что купил больше голосов, чем шейх. Надеюсь, меня отстранят за эти слова. Для меня это будет честью.

Об игре с «Миланом»:

– Если б я знал, что матч будет судить Кармине Руссо, то велел бы игрокам остаться дома.

– Я – единственный президент, за 25 лет работы не совершивший ни одной незаконной сделки.

О президентах девяти клубов, которые выступили против кандидатуры Альбертини на пост президента ФФИ:

– Я потрясён этой кучкой придурков. Аньелли звонил мне, но я послал его к чёрту!