Обамеянг идеален для «Арсенала». Даже «Тоттенхэм» ненавидит

Мог играть за ЦСКА, но стал самым дорогим футболистом в истории Африки.

Еще пару лет назад было практически невозможно представить трансфер Обамеянга в «Арсенал». И сам форвард «Боруссии» открыто говорил, что мечтает играть за «Реал» или, на худой конец, ПСЖ и канониры вряд ли были бы готовы отдать рекордные для себя деньги (неофициально говорят про 63,75 млн евро – самый дорогой трансфер в клубной истории) за игрока, которому летом исполнится 29, а он так и не сыграл ни минуты в топ-3 клубных первенств Европы.

Однако здесь и сейчас клуб и игрок нашли друг друга – и кажется, что этот союз пойдет на пользу обоим.

Как такое вообще стало возможно

Обамеянг провел в «Боруссии» четыре с половиной сезона – срок, немыслимо долгий по современным меркам для топ-игрока не в топ-команде. Страшно сказать, он застал в команде Роберта Левандовски, который, кажется, уже миллион лет как играет в «Баварии». И если на момент перехода габонец мог верить, что выход в финал Лиги чемпионов-2013 – не разовая акция, а фаны дортмундцев еще не успели толком протрезветь после двух подряд побед в бундеслиге, то уже через пару лет стало ясно, что «Бавария» по–прежнему недосягаема для соперников в бундеслиге.

Однако Обамеянг не порывался уйти из клуба (по крайней мере, публично) до лета-2016, когда несколько раз повторил, что его дедушка болел за «Реал», приобщив к этому и внука. После чего добавил, что поэтому мечтает однажды играть за любимый клуб детства, а так никто из Дортмунда его не заберет. Достаточно скромные слова для игрока, который помнил, что несмотря на пару удачных сезонов в «Сент-Этьене», особого интереса со стороны даже околотоповых клубов к нему до 2013-го не было.

Достаточно сказать, что по ходу последнего сезона во Франции переговоры о трансфере Пьер-Эмерика вел московский ЦСКА: бывший спортивный директор клуба Антон Евменов рассказывал, что Обамеянг был готов ехать в Россию, но потом в клубе «оценили свои возможности, наличие в команде тех или иных футболистов и решили, что он – не совсем то, что нужно». Сейчас, когда армейцы используют в атаке Вернблума и молятся на успешное возвращение Мусы, читать это, конечно, забавно.

Но вернемся к Обамеянгу. Начав с малого (того самого рассказа про детскую мечту), по ходу сезона 2016/17 он признался, что его отец-агент (и бывший скаут «Милана», где Оба и начинал) вел переговоры с «Манчестер Сити», но ни к чему конкретному они не привели. А прошлым летом после тех первых «цветочков» пошли и «ягодки»: нападающий открыто заявил, что готов и хотел бы сменить обстановку.

Главным фаворитом в какой–то момент стал ПСЖ, однако в парижском клубе сменился спортивный директор (ушел Патрик Клюйверт, пришел Антеро Энрике) – и сделка сорвалась. В «Баварию» не хотел сам Обамеянг: «Я никогда не перейду туда. Я бы сказал «нет» независимо от условий. Это было бы слишком тяжело для фанатов «Боруссии», – заявил он. В Италии «Ювентус» и «Наполи» интереса не проявляли, а «Милан» вроде бы и был готов позвать своего воспитанника назад, но посчитал цену, запрашиваемую «Боруссией» (90 млн евро), слишком высокой.

Что до двух главных чемпионатов Европы, то желанный для игрока «Реал» провел сверхуспешный сезон и решил не обновлять состав (за что и страдает сейчас), а «Барселоне» после ухода Неймара и при наличии Месси с Суаресом не особо был нужен центрфорвард, а на роль человека, способного сыграть на фланге, взяли другого дортмундца Дембеле. В Англии же «Ман Юнайтед» выбрал Лукаку, у «Ман Сити» были Агуэро и Жезус, у «Челси» – Мората и Батшуайи, у «Тоттенхэма» – Кейн, у «Арсенала» – Ляказетт, Санчес и Жиру, ну а «Ливерпуль» был слишком занят удержанием Коутиньо, чтобы обращать внимание на что-то еще.

Так Обамеянг и остался в «Боруссии» – до зимы, к которой стало ясно, что команде в лучшем случае светит очередная путевка в Лигу чемпионов. В «Арсенале» Обамеянгу совсем не факт, что достанется даже она, однако выбирать, куда уйти, ему особо не приходилось. Вариант с Китаем, где габонцу вроде бы были готовы платить по 30 миллионов евро в год, можно будет попробовать и потом. Тем более что переход в «Арсенал» несет в себе массу потенциальных плюсов для всех.

Почему это хорошо для клуба

За 13 туров до финиша «канониры» отстают на 8 очков даже от 4-го места. Про мечты о чемпионстве и вовсе забыли еще в середине осени. По сути, единственным и самым реальным шансом спасти сезон остается возможность выиграть Лигу Европу и отобраться таким образом в Лигу чемпионов, как это сделал в прошлом году «Ман Юнайтед». И при этом «Арсенал» вываливает рекордные деньги за человека, который даже не сможет играть в этом турнире!

Однако трансфер Обамеянга все равно оправдан. И вот почему.

Во-первых, после ухода Санчеса (и, что менее критично для этого сезона, Уолкотта с Жиру) человек в атаку все равно был нужен. Не так, как в защиту, где играют люди, которые или были топ-игроками лет 5 назад или станут ими через те же 5 лет, но у Венгера свое видение. Тем более что он вполне может считать, что с Обамеянгом сможет пробиться в главный еврокубок и через премьер-лигу. В любом случае, с учетом того, что «Арсенал» планирует играть весной много и часто, а график будет плотным, ротацию придется задействовать регулярно.

Во-вторых, Обамеянг нужен Арсеналу» чисто тактически. Форварда уже успели сравнить с Тьерри Анри за то, что он взял легендарный 14-й номер, освободившийся после ухода Уолкотта. Однако заметно больше по манере действий на Анри похож Александр Ляказетт, который в первой части сезона мучался, играя чистого центрфорварда. Помимо того, что с ростом 175 ему чисто физически непросто это делать в АПЛ, так еще и пришлось отказаться от излюбленной по «Лиону» манеры игры: форвард любит атаковать с левого фланга, смещаясь в центр. В общем, делать то, что было коньком Санчеса. Теперь Ляказетта можно будет смело сдвинуть налево, а в центре будет Обамеянг. За три сезона бундеслиги, в которых он играл ярко выраженного форварда (при Левандовском он чаще играл на «позиции Санчеса-Ляказетта») форвард забил за «Боруссию» 72 гола. Знаете, сколько из них было после ударов из пределов штрафной? Правильно, 72.

В-третьих, «Арсенал» получает человека, которому не нужно время для адаптации. Обамеянг отлично владеет английским (и французским, само собой, так что Венгер без проблем донесет до него все, что нужно). Да и на поле в той же «Боруссии» он не раскачивался: забил «Баварии» уже в дебютной игре на Суперкубок, а в стартовом для себя матче чемпионата накидал полную авоську «Аугсбургу», став лишь шестым в истории бундеслиги игроком, который отметил дебют в новой команде хет-триком.

И, наконец, в «Арсенале» есть человек, который лучше других представляет, как использовать Обамеянга. И разговор тут не о Венгере, которого, по слухам, как раз пришлось убеждать на трансфер, так как он опасался проблем игрока с дисциплиной. Речь о бывшем селекционере «Боруссии» Свене Мислинтате, который в прошлом году был назначен главным скаутом «Арсенала». Именно Свен в 2013 году сделал все для перехода Обамеянга в «Боруссию», убедив руководство клуба расстаться с 13 миллионами евро. Английские СМИ пишут, что Мислинтат заверил боссов «Арсенала», что Обамеянг обычно ведет себя иначе, чем перед уходом из Дортмунда, где дошло даже до пропуска одной из тренировок. С таким человеком Обамеянг в Лондоне будет чувствовать себя как дома.

И, да, вполне вероятно, что «Арсенал» на этом трансфере еще и сэкономил. По словам итальянского агента Винченцо Морабито, в 2016-м «канониры» были готовы заплатить за Обамеянга 80 миллионов фунтов, но получили отказ. Сейчас же «Боруссия» решила, что пора продавать игрока, пока за него можно выручить хоть что-то, тем более что замена в лице арендованного у «Челси» Миши Батшуайи нашлась очень быстро.

Почему это хорошо для игрока

В Германии в плане индивидуальных достижений он добился практически всего, что мог. Обамеянг – лучший в истории бомбардир «Боруссии» в еврокубках, лучший бомбардир бундеслиги среди африканцев, лучший снайпер последнего сезона, его признавали лучшим игроком бундеслиги, наконец, в Дортмунде он заслужил звание лучшего игрока Африки-2015 и постоянно попадает в топ-3 игроков года.

На фоне всего этого из командных титулов к 28 годам – лишь два Суперкубка Германии и по одной победе в Кубке Германии и Кубке французской лиги. И разговоры о том, что еще неясно, сколько он забивал бы в чемпионате уровнем выше, отличающемся по стилю от бесшабашной бундеслиги. В «Арсенале» Обамеянг получит шанс не в этом, так в следующем сезоне проявить себя в чемпионской гонке, показать, что он способен выступать на топ-уровне и быть первой звездой команды.

Более того, сам его переход показал, что лондонцы готовы тратить серьезные деньги на усиление состава. Сразу после этого новое соглашение с клубом подписал Месут Озил, очень рад появлению в команде Обамеянга и другой новичок команды Мхитарян, с которым они зажигали в Дортмунде. Как минимум в атаке это трио (при поддержке Ляказетта) выглядит на бумаге не слабее любого другого в премьер–лиге.

Ко всему дополнительной мотивацией для Обамеянга станет и то, что «Арсенал» – принципиальный соперник «Тоттенхэма», о котором у игрока не лучшие воспоминания. Дело было еще в 2012-м, когда Обамеянгу было далеко до нынешнего статуса звезды европейского уровня, «шпоры» вели переговоры о его переходе, но что–то пошло не так. «Если они когда-либо вернутся, чтобы заполучить меня, я откажу им. Посетил расположение «Тоттенхэма», осмотрел стадион и тренировочное поле. Мы провели переговоры, но потом мне никто так и не перезвонил. Мне очень не понравилось, как велись дела», – вспоминает игрок о несостоявшейся сделке.

Стиль премьер–лиги с ее темповым футболом идеально подходит для человека, который по ходу матчей развивал скорость в 34,98 км/ч, а на предсезонных сборах бегал 30 метров за 3,7 секунды, что быстрее графика разбега Усэйна Болта во время мирового рекорда. Обамеянг публично заявил, что уже не мечтает играть в «Реале», раз он ему не нужен. Вряд ли от того, что он не смог выполнить обещание, данное дедушке, Пьер-Эмерик будет играть в Лондоне хуже. Тем более что об остальной семье он заботится и сейчас. Причем не ставит в своей карьере деньги на первый план, иначе не отказывался бы от переезда в Катар в 2011 году, хотя мог получать там 10 миллионов евро в год, почти вдевятеро больше, чем в «Сент–Этьене». Все, что его заботит – возможность реализовывать себя максимально полно.

Настало время сделать это в «Арсенале».