Nothing to say. Что бывает, когда у Моуриньо не прёт

Иван Кузнецов – о том, как самого особенного тренера мира настиг кризис.

Табло «Стэмфорд Бридж» отсчитывает 93-ю минуту. Марк Клаттенбург смотрит на часы и дает финальный свисток. Камера выхватывает Жозе Моуриньо, он очень быстро жмет руку Юргену Клоппу и убегает. Через пару минут его выхватит Дес Келли, известный журналист-интервьюер телеканала BT Sport, для того, чтобы сделать, пожалуй, самое говорящее интервью этой осени.

- Что вы думаете о сегодняшней игре?

- Мне нечего сказать. Мне правда нечего сказать, извините.

- Может, вы что-то хотите сказать болельщикам?

- Они не глупы (видимо, Моуриньо имел ввиду огромный баннер с надписью «Jose Mourinho is simply the best one», растянутый на фанатской трибуне «Челси» - прим.автора)

- Вас не волнует текущая ситуация?

- Какая ситуация?

- Я имею в виду, вы не опасаетесь за своё будущее?

- Нет.

Наверное, сложно было всего пару месяцев назад представить, что после очередной игры именитый португальский тренер предстанет перед публикой настолько подавленным.

Последние лет так десяти у Жозе Моуриньо в жизни все складывалось хорошо. Нет, эпизодами его сильно критиковали, он ругался с судьями и журналистами, объявлял всему миру бойкоты, и так далее, и тому подобное. Но одна вещь не поддавалась сомнению: он очень крут, как тренер. Его идеи могли нравиться или не нравиться, это – вопрос восприятия. По факту, Жозе сенсационно выиграл Лигу чемпионов с «Порту». Затем сделал «Челси», ровно полвека не выигрывавший АПЛ, чемпионом. После – приехал в «Интер», с которым доминировал в Италии и для которого выиграл Лигу чемпионов – первую за 45 лет. И пусть с мадридским «Реалом» завоевать самый престижный трофей Старого Света у португальца не получилось, его период на «Сантьяго Бернабеу» никак нельзя назвать неудачным: за 3 сезона он дважды выигрывал чемпионат Испании, а также кубок и Суперкубок. И, казалось бы, триумфально вернулся в «Челси» – выиграл АПЛ уже на второй сезон.

С тех пор прошло 11 туров. 11 туров, за которые лучший тренер мира уронил свою корону. Претензии к оборонительной модели, в которую он играет, отбивать больше нечем. Результата больше нет – после 11-и туров команда идет на 15-й строчке. Лучшей обороны Англии больше нет. В 11 играх «Челси» пропустил 22 мяча. Это – больше всех в Премьер-Лиге: столько же, сколько «Ньюкасл» и «Борнмут». Для справки – в 38-и играх прошлого сезона синие пропустили всего 32. Эден Азар больше не зажигает. За какую-то треть одного чемпионата статус «Челси» рухнул с огромной высоты. Все рассыпалось, как карточный домик. И плачевной озвучкой всего этого уныния стало такое грустное «nothing to say».

«Nothing to say» у команды Жозе Моуриньо сегодня было и на поле. Безыдейная атака, один полумомент за игру, из которого «Челси» смог выжать гол, и дырявая защита. Защита, которую так легко разбросал Кристиан Бентеке, когда забивал третий мяч. Защита, которая сегодня выглядела такой смешной карикатурой на саму себя.

Сегодняшний поединок на «Стэмфорд Бридж» был блестящей демонстрацией того, что бывает, когда у Моуриньо не прет. Когда не прет у Арсена Венгера – есть повод сказать, что команда «хотя бы играла». Когда не прет у Луи ван Гаала, можно начать рассуждать о кризисе философии. И неудачи Унаи Эмери мы, конечно, объясним неширокими финансовыми возможностями. Мы расскажем себе о травмах, о смене поколений, о плохой реализации – о чем угодно. Мы рано или поздно найдем оправдание командам, для которых футбол – это не только счет на табло, а еще и игра. Но что сказать о неудаче тех, для кого в футболе есть лишь одна минута – 93-я, и самый важный кадр этой минуты – счет на табло перед финальным свистком главного арбитра.

А сказать о них, получается, нечего.