АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
Блоги 1.07.2017, 10:58 4

Lamborghini - Эдвин ван дер Сар: мастер методов Круиффа в воротах

Вардан Арутюнян рассказывает про «Летучего голландца».

У футболистов, как правило, случается закат карьеры после 30 лет. Понижение энтузиазма и множество травм – тому причины. Но вратари - это аномалия правила. Они стареют как прекрасное вино, бросая вызов общей логике, и сражаясь с Отцом-времени до тех пор, пока они могут. Лучшие киперы сами решают, когда закончить выступления по своей воле, нежели быть измученными различными повреждениями.

Эдвин ван дер Сар относится к немногим голкиперам, человеку в своем классе, который превзошел уровень блеска, когда футбольный мир думал, что его силы уже не с ним. Он - не фруктовое вино. Он - чисто красный, так же, как цвета «Аякса» и «Манчестер Юнайтед», где остается легендой. Голландец окончил выступления на топ-уровне. От «Аякса» до «Ювентуса» и от «Фулхэма» до «Манчестер Юнайтед» - это история его карьеры.


Как и во многих вещах «Аякса», история Эдвина начинается с определенного влияния Йохана Круиффа, футболиста и философа, гения всех времен. Его созданная схема 3-4-3 также делала вратаря полевым игроком, несмотря на перчатки. Круифф отформатировал понятие «голкипер». Он искал именно такого стража ворот, чтобы завершить свое видение «Тотального футбола».

Стэнли Мензо был первым таким вратарем у Круиффа. Йохан настаивал, что именно он стал его самым важным игроком в победе Кубка обладателей кубков 1987 года. Менцо хорошо читал игру и мог легко пасовать, что делало его частично футболистом вне своей штрафной площадки. «Вратарь-гоняла» - как принято называть в дворовом сленге. Но он был всего лишь экспериментальным вариантом. Его ошибка в финале Кубка УЕФА 1992 года привела к тому, что место в основном составе амстердамского клуба занял ван дер Сар, который станет решением круиффской дилеммы.

Круифф оставил давнее наследие в «Аяксе», но роль вратаря в его системе сфокусировалась именно на уроженце Ворхаута. Ван дер Сар присоединился к своему родному клубу «Форхолте» в 10-летнем возрасте, проведя в нем пять лет с 1980 по 1985 год, прежде чем переехать в «Нордвейк», в составе которого он находился еще на протяжении пяти лет. Эдвин приехал в Амстердам, когда ему исполнилось 20 лет.

Судьба принесла ему пользу. Рууд Броринг, тренер молодежной команды, регулярно играл в карты с помощником наставника «Аякса» Луи ван Гаалом. Когда Ван Гаал упомянул, что он нуждается в голкипере, то Броринг тут же предложил кандидатуру ван дер Сара. Страж ворот сразу вызвал интерес у специалиста.

Но даже несмотря на то, что он никогда не мечтал стать профессионалом, вратарь не мог отказать «Аяксу». Возможно, не было лучшего места для футболиста, чтобы оттачивать свои навыки, даже в то время. Тогда у руля клуба стоял Бенхаккер. Именно Лео дал шанс Эдвину в первом составе. Вратарь отыграл девять матчей в конце сезона 1990/91, так как Мензо был в лазарете.

У 20-летнего кипера была походка гимнаста. Ван дер Сар пропустил всего три мяча. Однако один из них пришелся в матче против СВВ «Велоситас», который располагался на 16 месте в национальном первенстве. Это стоило «Аяксу» чемпионcкого титула, который достался ПСВ. После этого в 1991 году пост главного тренера амстердамцев занял Луи ван Гаал, которому было суждено продвинуть вперед карьеру молодого Эдвина. Тот попал в умелые руки Франса Хука, тренера вратарей. Хук помог сформировать игру ван дер Сара, чтобы он больше подходил под метод и систему Круиффа.

Неудивительно, что ван дер Сар достиг высокого мастерства в распасовке благодаря своему прошлому. Раньше голландец играл на позиции центрального защитника. Естественно, что его рост (197 см) послужил бы ему на славу, однако его переквалифицировали в голкипера. Однажды Эдвин рассказал о позиционных изменениях.


″...«В один прекрасный день вратаря не было, и тренер сказал: «Ты - самый высокий, ты встанешь в ворота». Это происходит с большим количеством киперов»...″
Это признак того, что его судьба была между палками. Прогресс в системе «Аякса» требовал времени. Эдвин не получил игрового времени в сезоне 1991/92, но он использовал этот год, что оттачивать свое мастерство под руководством Хука на тренировках.

Ван дер Сар работал над своими общими недостатками. Две тренировки в день – таков был график. В интервью с Раймондом Верхейеном Эдвин подробно описал это: «Большое внимание было уделено аспектам, которые имеют особое значение для голкипера «Аякса». Особенность заключалась в том, что вратарь может стать 11-м полевым игроком и переформировать игру в целом».

Хук верил в сохранение владения, прививая идею использовать длинные верховые передачи, а именно найти товарища по команде. Именно менталитет амстердамского коллектива заставил голландца понять важность понятия «страхующий вратарь» и стать таковым игроком. Метод тренировок Франса Хука является широко известным, а ван дер Сар остается одним из первых «экспонентов» его техники.

Ван дер Сар был силен в традиционных вратарских аспектах: власть в штрафной площади, уверенная игра на выходе после кроссов и угловых. Хук научил его оставаться на ногах, если в этом была необходимость. Кроме того, Франс дал ему ключи и открыл секреты «страхующего голкипера» или последнего защитника, как это больше принято называть среди болельщиков.

Введение правила передачи назад вратарю сделала такую тактику более жизнеспособной в ее исполнении, но она по-прежнему требовала сильного мышления и навыков, чтобы справиться с ней. Его научили хорошо организовывать свою защиту, чтобы устранить необходимость самому делать сейвы, но он несколько раз демонстрировал свою компетентность в этой области. По словам Круиффа, ван дер Сар был «очень совершенным». Вот почему важно понимать, что весь атакующий блеск «Аякса» начинался с ног Эдвина. Он – как двигатель Lamborghini.

После того, как в октябре 1992 года ему был предоставлен шанс против «Камбура» (Эдвин заменил в перерыве Мензо), он сыграл в следующих четырех матчах. Но Стэнли вернулся к пятой встрече. Ван дер Сар хотел трансфера в «Ден Хааг», но голкиперу сказали ждать. Проигрыш со счетом 1:2 ПСВ и две ошибки Мензо против «Осера» дали жизнь его большому футбольному перерыву.

Ван дер Сар вернулся в состав к выездной игре с «Волендамом», и он больше не оглядывался назад. Играя, по крайней мере, 40 матчей в каждом из следующих сезонов, у Эдвина были поводы для радости, даже если это не показывалось в его словах и поведении. Голкиперы в то время были не очень, но этот голландец был аномальным и невозмутимым. Он стоял стеной на воротах. Футбол дает основание для празднования и отчаяния. Пропуская и проигрывая, ван дер Сар никогда не проявлял гнева. Но даже побеждая, он всегда был спокоен, преобладая над своими эмоциями.

Саймон Купер передал о времени, которое стало кошмаром для ван дер Сара. Он страдал на поле по всем аспектам в проигранном матче против Ирландии, выбившим сборную Нидерландов с ЧМ 2002. Тогда и начал проявляться гнев. Но вместо того, чтобы нанести последний дар, Эдвин дал волю своим эмоциям. Гнев преобладал над спокойствием.


Ван дер Сар выиграл множество трофеев с «Аяксом»: четыре чемпионата Нидерландов за пять лет, три Кубка страны, Лигу чемпионов 1995 года, Кубок УЕФА, Суперкубок УЕФА и Межконтинентальный кубок. Но со временем возникло желание перемен, и после девяти лет верности амстердамский клуб не мог ему отказать. Его судьба должна была быть передана от Ван Гаала в руки сэра Алекса Фергюсона, однако кипер стал защищать цвета «старой синьоры».

Фергюсон изо всех сил старался подписать голландца, когда стало ясно, что Петер Шмейхель собирается покинуть «Манчестер Юнайтед». Ферги был уверен, что именно Эдвин является лучшим вариантом, чтобы взять на свои плечи роль датского кипера. Только в тот период шотландский специалист интересовался и стражем ворот «Астон Виллы» Марком Босничем, а председатель клуба Мартин Эдвардс подписал именно его.

Ван дер Сар должен был переехать в Турин. Говорят, что Фергюсон даже звонил Эдвину, когда тот должен был улететь в Италию. Однако голкипер сборной Нидерландов был человеком слова. Шотландец опоздал на один день, и жалел об этом много лет.

Несмотря на 66 выступлений в Серии А за два сезона, «Ювентус» никогда не казался правильным выбором для его уникального стиля. Он был, возможно, лучшим вратарем в мире, когда переехал в Турин 1999 году. Поэтому можно предположить, что именно «старая синьора» должна адаптироваться к нему, а не наоборот. Но для этого больше не было необходимости.

В Нидерландах ему разрешали рисковать, но итальянский футбол такого не мог позволить. Это означало, что мяч в обороне стал меньше передвигаться. Роль ван дер Сара стала скатываться ко дну, уверенность покидала кипера в тот период карьеры, когда он должен был процветать и прогрессировать. Эдвину обещали, что «Юве» изменит стиль игры, но этому было не суждено, особенно под руководством Карло Анчелотти.

Когда Ван Гаал звал его в «Барселону», он решил остаться в Турине, однако критики, назвавшие его «ван дер Гол», не собирались меняться. Ошибка против «Лацио» послужила тому, что «Ювентус» попросил вратаря проверить свое зрение. Голландец потерял уверенность даже в том, что он поймал мяч. В 2001 году «Юве» побил мировой трансферный рекорд за голкипера, когда они отвалили огромную сумму за Джанлуиджи Буффона. Это напрямую означало уход Эдвина из команды. «Человек с маслом на руках» должен уйти.

Тогда он наконец-то отправился в Англию. Оглядываясь назад, он покинул «Ювентус» в нужное время, но «Фулхэм» едва ли был нужным выбором. Это остается аномалией среди его четырех клубов - настоящей головоломкой. Владелец Мохамед Аль-Файед пообещал превратить клуб в «Манчестер Юнайтед южной Англии», но тщетно.

Он провел там четыре года, но для ван дер Сара было ужасное время, и он знал, что находится на пике формы. Ван Гаал встал рулевым сборной Нидерландов и пообещал, что клубы будут бороться за ним в 2002 году после Чемпионата мира, но тот матч против Ирландии поставил крест на все надежды. «Крейвен Коттедж» стал его домом до 2005 года.

Для всего блеска Арсена Венгера все еще остается загадкой относительно того, как он не увидел ясных намеков ван дер Сар, когда тот играл за «Фулхэм». Его семья любила жизнь в Лондоне, в то время как вратарь всегда хорошо выступал именно против «Арсенала». Но и Венгер, и Фергюсон не замечали и не знали о достоинствах вратаря, и поэтому игнорировали Эдвина, не желая платить необходимые деньги. Cэр Алекс решился приобрести его в 2005 году за четыре миллиона фунтов, спустя шесть лет.

Жизнь редко дает второстепенные шансы, но ван дер Сар много раз игнорировал общую логику. «Манчестер Юнайтед» стал турбо-моментом в его угасающей карьере.

Три титула АПЛ к ряду, Кубок страны, Кубок английской лиги, три Суперкубка Англии, появления в команде сезона. Особенно примечателен его уникальный рекорд в Премьер-Лиге. 1311 минут сухой серии – результат, который еще долго не смогут побить на «Туманном Альбионе». Но самый лакомый момент его карьеры в «МЮ» пришелся в финале Лиги чемпионов 2008 года в Москве.


Ахиллесовой пятой ван дер Сар всегда были пенальти, и он проиграл множество серий в своей карьере. При всем своем эмоциональном спокойствии он тоже хотел стать героем, и искал Ханса ван Брекелена, своего предшественника. Когда они встретились, ван дер Сар понял, что ключом к успеху было исследование слабых сторон соперников, а не упование на удачу.

Этот совет хорошо отслужил ему в столице России. Отраженный удар Николя Анелька стал закономерным исходом всех мучений и стараний «Летучего голландца».

Ван дер Сар никогда не нуждался в том, чтобы быть ярким. Он защищал свои ворота спокойно и эффективно. Когда его жена Аннемари ван Кестерен была тяжело больна, он ушел на неопределенный срок, чтобы быть рядом с ней. Когда «Нордвейку» понадобился вратарь, он вернулся, чтобы помочь. Теперь Эдвин - исполнительный директор «Аякса» и стремится к новым высотам.

Он преданный семейный человек, оставив силы в футболе. Он может запугать оппонентов сокрушительным рукопожатием до матча, тонким сигналом «не шути со мной». Ван дер Сар - настоящая икона, единственный в своем роде. Фаны могут говорить о Мануэле Нойере, но именно Эдвин – олицетворение вратарского мастерства. Он – неповторимый оригинал, скромный человек, отличный игрок и властная легенда во всех смыслах.

Автор: Rahul Warrier, These Football Times.
+19
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)