АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
21.11.2017, 18:11 6
Андрей Клещенок – о том, как скандал и предательство соотносятся с ясным футболом и правильным китайцем.

«Парма» вернется. Гигант восстанет из небытия.

Это не пафосный зачин и не мои слова. Громкие, но не мои. Это – скрытая цитата Цзян Личжана, нового владельца клуба с крестом на сердце.

«Парма» уже возвращается. Вчера «герцоги» от души вломили «Специи» и вышли в серию А, за три года поднявшись из серии D. Очередной подъем так же естественен, как и предыдущие. Ведь нет ничего более естественного, чем возрождающаяся «Парма».

Суд, ссылка и возвращение – единственная постоянная пармезанской истории. Так было в шестидесятых и нулевых, так было и в 2015-м. Тогда я подробно расписал о мифических албанцах, аферах Маненти и чудачествах Гирарди. Закончилось банкротством, переименованием и возрождением.

Как возрождается «Парма», или Руководство по продаже души


***

Новый ренессанс «Пармы» начал консорциум местных бизнесменов, пытавшихся спасти клуб еще в эру Гирарди. Тогда себялюбивый президент выбрал проходимцев с Балкан, а через полгода весь город называл клубное руководство ворами. Летом, когда от яркой команды не осталось даже имени, выбирать было некому.

За клуб взялись семь авторитетных итальянцев, объединившихся в холдинг «Новое начало». Под красивой вывеской собрался цвет местной интеллигенции: Марко Феррари, Джакомо Мальмези, Анджело Гандольфи и Мауро Дель Рио. С ними – Бруно Меларди, один из директоров Pizzarotti & C. S.p.A; Джанпаоло Даллара, конструктор гоночных авто, и Гвидо Барилла, спагетти которого украшают прилавки от Нью-Йорка до Хабаровска. Большая семерка.

Миноритарии объединились в Parma Partecipazioni Calcistiche – фонд, за которым стоят сотни тифози. Эти ребята не пожалели по 500 евро, чтобы влиять на клуб через двух представителей в совете директоров. Они – тот базис, который всегда будет с «Пармой»; гарант того, что история не повторится.

Новые владельцы планировали не просто возвращение – они задумали подарить Италии пример нового порядка, основанного на вкладе каждого. Философия оздоровления распространялась на все, от игры футболистов до управления активами. За мощный слоган «Парма» – это мы» упрятали концепцию открытости и искренности. «Работа, на которую мы ездим в одном автобусе», – вот что предложили городу новые владельцы.

И это работало. Даже в Серии D «Парма» продавала 10 тысяч абонементов, собирала полные трибуны и устраивала шоу. Команда стала странствующим театром, взорвавшим серое медиаполе лиги провинциалов. Клуб даже на телеправах умудрялся заработать – в дивизионе, который внутренним ранжиром соответствует российской ЛФЛ.

А потом «Парму» продали китайцам.

***

Точнее, одному китайцу. Цзян Личжан объявился летом, когда «Парма» продралась сквозь игольное ушко Серии С. Он встретился с Большой семеркой, угостил их традиционным китайским блюдом, пожал руки и поставил подпись. В ноябре сделку закрыли. Теперь Личжан владеет 60% «Пармы».

Продажу сразу назвали предательством. Клуб отказался от философии, которую красиво пропагандировал; слоган «Парма» – это мы» обернулся пустышкой. Китайские деньги перевесили силу общности. Надежное будущее, обеспеченное юанями, разошлось с концепцией оздоровления.

Как возрождается «Парма», или Руководство по продаже души


Что ж, если «Парма» и продала душу, то нашла выгодного покупателя. Цзян Личжан – правильный китаец. За ним нет миллиардов, как у ребят из «Интера», и наглости, как у парня из «Милана». Цзян берет другим – расчетом, надежностью и минимизацией рисков. Когда-то он продавал спортивные газеты, чтобы достать денег на рис; повзрослев, создал и раскрутил крупную маркетинговую компанию – Desports. От уличного бегунка из провинции Фуцзянь поднялся до известного заправилы в спортивном мире.

Desports пиарила Фигу, спонсировала исследования МОК и сотрудничала с лучшими теннисными сериями. Но компания больше не принадлежит Цзяну. Два года назад он продал ее за сто с лишним миллионов евро, сохранив при этом руководящий пост.

«Парма» – не первый его проект. Цзян контролирует «Гранаду» и «Чунцин Лифань», вкладывается в баскетбольную «Миннесоту». Но «крестоносцы» выделяются на общем фоне: китаец не включал в сделку финансы Desports, выложив собственные деньги. Личжан поостерегся лишнего внимания китайского правительства, которое сильно раздражает экспорт корпоративных средств.

Того, кто летает низко, радары не замечают.

Серым кардиналом сделки был Эрнан Креспо. Это он вышел на Личжана, он свел его с пармскими бизнесменами и убедил тех выслушать китайца. Он же станет личным советником и правой рукой нового владельца. Аргентинец, когда-то накидавший за «Парму» 94 гола, назначен вице-президентом. Это единственное изменение в структуре клуба. По крайней мере, до конца сезона.

Большая семерка сохранила 30% акций. 10% принадлежат болельщикам. У них осталось всего одно место в совете директоров – но и одного достаточно, чтобы услышали. Концепцию общего дела сменили нацеленность и расчет. Вместо философии – задачи, вместо революции – планирование.

«Парма» объявится в Серии А в течение двух сезонов – такова цель нового владельца. Но фишка в том, что «крестоносцы» вернутся в лигу уже в августе. Если сохранят Д’Аверсу – всё возможно.

***

Роберто Д’Аверса – главная звезда «Пармы». Его игроцкая карьера однозначно неудачна. Он начинал в меру перспективным воспитанником «Милана», в зрелом возрасте попался на ставках, после дисквалификации сменил с пяток клубов и закончил захолустным капитаном. Но тренерский старт подарил больше обещаний, чем пять лет в красно-черной примавере.

Он появился в «Парме» год назад – под гром скандалов, всегда сопровождающих поворот в другую сторону. Тогда владельцы уволили Скалу, Минотти, Аполлони и Галасси – носителей философии оздоровления. Они стояли у истоков возрождения, были рыцарями нового порядка. Они же первыми заговорили о предательстве – в пронзительном письме после отставки.

Как возрождается «Парма», или Руководство по продаже души


Д’Аверса не определяет политику развития, но все, что делает команда на поле, происходит по его указке. И если клубная философия изменилась, то игра вполне соответствует понятию «органичного футбола». Комментируя его назначение, вице-президент Феррари сказал: «Мы искали того, кто будет достаточно голоден для нас».

Теперь вся команда играет с агрессией голодного хищника. Новая «Парма» выстраивается в 4-3-3, высоко и активно прессингует, выходит из обороны через фланговые треугольники и в два-три паса добирается до чужих ворот. Она продумана, расчетлива и быстра. И она прекрасна. Это настоящая команда – персоналии растворяются в ней. Уступая соперникам в именах, она до последнего поборется за Серию А.

Кто-то назвал продажу предательством, а кто-то – расчетом. Неважно. Когда «Парма» вернет еврокубки на «Эннио Тардини», праздновать будут все. Даже те, кем пожертвовали на этом пути.

«Парма» всегда влюбляла игрой. В этом ее магия.
+14
Автор: Андрей КлещенокФото: Parmacalcio1913, Eurosport

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)