АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
19.06.2017, 12:45 1
Никита Кусакин – о том, стоит ли нам ждать новых Аршавина и Мостового.

В конце 2010 года наша страна получила право на проведение Чемпионата мира–2018. Эйфория от победы быстро прошла, и на смену ей явилось множество вопросов. Как быть с инфраструктурой, которая отсутствует практически полностью? Какие города примут? Как решить вопрос с транспортной доступностью? Среди множества подобных пунктов центральным являлся один вопрос – кто обеспечит нашей сборной достойное выступление на домашнем Чемпионате мира?

Сборная–2008, выдавшая феноменальный для дня сегодняшнего результат, являлась, по большому счету, последним вздохом старой системы подготовки – это были люди, воспитанные ещё на советской футбольной методике. И вот минуло уже почти 10 лет, а новых Аршавиных и Широковых мы не получили, как бы ни расхваливали отдельные эксперты игру Фёдора Смолова.

Школьные годы чудесные. На каком уровне система подготовки молодых футболистов в России?


Но в декабре 2010 года казалось, что всё возможно. Даже здравомыслящие болельщики верили, что за семь полных лет можно изменить систему подготовки и воспитать поколение, которое покажет всем, что красная машина существует не только в хоккее. Что уж говорить про чиновников всех уровней, которые, занимаясь откровенным популизмом, производили лозунги в том смысле, что, мол, России по силам победить на домашнем ЧМ. Чиновники не стесняются, ведь им известно, что говорить – это не вагоны с мешками картошки разгружать.

А теперь до самого турнира остался год, кардинальных изменений уже не предпримешь и из котомки игроков не достанешь. Пора посмотреть на нынешнее состояние дел и оглянуться назад с целью вспомнить – что было проделано за такой длительный период?

Ещё до бронзы ЧЕ–2008 у нашей страны случилось другое футбольное достижение – победа сборной Игоря Колыванова на юношеском Чемпионате Европы в 2006 году. Парни прославились на всю страну, пробежали круг почёта в перерыве главного дерби страны, а после.... напрочь пропали с футбольного горизонта. По прошествии лет можно сделать однозначный вывод: никто из той сборной так и не заиграл серьёзно на взрослом уровне.

Вплоть до 2010 года российским футболом занимался Роман Абрамович. Он спонсировал контракт Гуса Хиддинка, а его «Национальная академия футбола» активно строила в РФ поля, причём массово и качественно, и реконструировала академию Коноплёва в Тольятти. Всё это не прошло даром, из Тольяттинской академии, например, выпустились Дзагоев, Зобнин и Крицюк. Однако как раз в 2010 году сказка закончилась фактически, а в 2013 и юридически – Абрамович закрыл НАФ. Причины здесь видятся скорее политические, поэтому рассматривать их не будем.

С закрытием фонда совпал и последний успех наших сборников – под руководством Дмитрия Хомухи парни выиграли юношеский Чемпионат Европы, сделав Россию двукратным обладателем титула. В постчемпионской жизни карьера ребят складывается, как это ни печально признать, тоже идентично колывановским подопечным. Из всего состава сборной сейчас стабильно играет на высоком уровне только Александр Головин, но и его появление в основе ЦСКА было удачей, связанной с доверием Слуцкого и отсутствием средств на селекцию.

На момент прекращения деятельности НАФ академия Коноплёва была единственной достойной школой с полным циклом воспитания игроков. Методики в ней применялись передовые, а обеспечение было на высшем уровне. Сейчас, к сожалению, всё это утрачено, а сама академия входит в состав структуры «Крыльев Советов», которым не до детского футбола, у самого клуба хватает проблем.

По окончании работы академии Абрамовича в системе подготовки молодых футболистов постепенно образовывался вакуум. Ситуация начала улучшаться с постепенным появлением футбольных академий, созданных ведущими клубами РФПЛ. Однако комплексный, общефедеральный подход, на основании которого мы могли бы получить своё золотое поколение, на системном уровне в нашей стране практически отсутствует.

По данным детской футбольной лиги, в настоящий момент во всей России существует 131 футбольная школа. Чтобы понять, насколько катастрофически мала эта цифра, давайте сравним данные с Германией. Население РФ составляет около 145 000 000 человек. Население Германии – около 81 000 000 человек. А количество футбольных школ у немцев – порядка 350. Пропасть видна уже здесь. Количество футбольных институтов просто не оставляет шансов нашей стране получить массовый выход игроков определённых годов рождения.

Школьные годы чудесные. На каком уровне система подготовки молодых футболистов в России?


Когда Германия создавала в начале нулевых годов свою систему воспитания футбольной молодёжи, одним из обязательных пунктов программы было то, что академии должны быть равномерно распределены по стране и обеспечить доступность максимальному количеству детей. Давайте посмотрим на картину в нашей стране. Из 131 школы РФ в Москве находится 33. Четверть! Конечно, мы помним о том, что количество топ–клубов в Москве также превышает остальные регионы. Однако это не меняет того факта, что условному Серёже из Читы никак не попасть в передовой интернат, и проще ему переехать в китайский Харбин и учиться футболу там.

При всём этом, если изучить географию размещения футбольных центров, то становится заметным сильнейший перекос в сторону европейской части страны. В Петербурге футбольных школ – 12. В Московской области – 5. Ближайший по количеству имеющихся институтов город, расположенный за пределами этой зоны – Екатеринбург, и у него всего 4 детских академии.

При этом существует множество регионов, где футбольные школы отсутствуют как класс, команды мастеров нет, и можно говорить о том, что футбол в них мёртв.

География не единственная слабость нашей системы подготовки. Из 131 футбольной школы интернат, то есть полноценная подготовка, имеются только в 16. Мем устаревший, но эмоции именно такие – 16, Карл! На 17 000 000 квадратных километров! Естественно, ничего удивительно нет в том, что практически половина, семь, находится в Москве. Ещё 9 регионов имеют по одной академии полного цикла, и здесь опять есть повод вспомнить Екатеринбург. Именно в нём находится самый удалённый от столицы интернат. Для тех, кто не в курсе – центр Уральского регион находится в 1 800 километрах от Москвы и расположен ещё даже не в середине страны. А теперь представьте масштаб неохваченной территории.

Опять же, одной из основ немецкой программы развития футбола было то, что дети должны проходить полное обучение в академии, развиваться всесторонне, что даже в том случае, если юноша примет решение не посвящать свою жизнь футболу, с его подготовкой и образованием он мог полноценно устроится во неспортивной жизни. У нас об этом не думают, что не удивительно, так как системный подход по сути своей отсутствовал. Как не бывает «приходящего папы», так и футбол «выходного дня» не приведёт к стабильно высоким результатам и массовому развитию футбола.

Вовлечённость детей в процесс является первоочередной задачей для решения вопросов кадрового состава футбольных команд. Чем больше количество занимающихся футболом, чем шире охват по регионам, тем выше шансы получать качественных игроков хоты бы через короткие периоды. Это раз за разом продолжает демонстрировать Южная Америка, где слабая финансовая обеспеченность и далеко не самые передовые тренерские решения нивелируются просто гигантской увлечённостью детей футболом, что благодаря своей массовости позволяет каждый год выдавать порцию талантов.

В Испании количество футбольных школ настолько велико и привлекает столько мальчишек, что клубам приходится идти на самые разные ухищрения, чтобы привлечь детей именно в свою академию. Например, «Вильярреал» разработал в клубе программу подготовки для детей уже с трех лет. Скрывается она под элегантным названием «курсы психомоторики» и позволяет привлекать в клуб детей самого маленького возраста, что недоступно конкурентам. Даже великим «Реалу» или «Барселоне». Много изобретательности применяют наши клубы? Не сильтесь, всё равно не вспомните.

В Англии конкуренция за воспитанников настолько высока, что вынуждает клубы подписывать игроков уже в девятилетнем возрасте. Не успеешь – дарование перехватит другая школа. Для сравнения – в центр подготовки «Рубина» детей принимают в возрасте от 13 до 16 лет.

Безусловно, постепенно, с годами, инфраструктура в РФПЛ налаживается, что, отчасти сказывается и на детско-юношеском футболе. Да, академии «Локомотива» или «Зенита» не упрекнёшь в плохих бытовых условиях или слабом финансовом обеспечении. А школа «Краснодара» так настолько великолепна, что хочется переехать и жить там, хоть в 30, хоть в 40 лет. Браво, Сергей Галицкий.

Школьные годы чудесные. На каком уровне система подготовки молодых футболистов в России?


На фоне улучшающейся инфраструктуры встаёт ещё один вопрос – методология. В стране по факту отсутствуют единые стандарты подготовки, схема развития и физическая направленность определяется каждой школой самостоятельно. Условно, ЦСКА может учить детей играть дальними забросами да навесами с фланга, и попав в «Спартак», который опять же условно, учил бы стеночкам да забеганиям, ребенок оказался бы совсем не готовым к такой игре. И значения этой проблемы не уменьшить.

Более того, даже наши передовые академии совсем не гарантируют продвинутость своих методик. Вся советская система подготовки в футболе, да и в спорте вообще, имела различные плюсы и минусы, но в любые времена отличалась атлетизмом спортсменов. Подход наших тренеров – не переиграть, так хотя бы перебегать – являлся фундаментальным. И сейчас я говорю совсем не о том, что игроки в Союзе были безграмотными тактически или неподготовленными технически. Нет, я лишь говорю о том, что советская методология делала активный упор на физическую подготовку, мы всегда были в лидерах по этому показателю. Что обеспечивало преимущество в тех моментах, когда мы уступали по другим показателям.

Сейчас те стандарты забыты, а в российских футбольных школах главенствует голландская футбольная методика, наследие Хиддинка и Адвоката. Не вникая в особенности нашей страны, футбольные функционеры бездумно внедряют систему, аргументируемую тем, что Нидерланды-то вон сколько игроков мирового уровня поставляют. Это приводит к тому, что в соответствии с подходом страны тюльпанов детей нельзя сильно нагружать, они должны быть максимально расслаблены.

Сомнительность такой системы подтверждал не так давно Леонид Слуцкий, рассказывая, что в академии «Челси» очень много непосредственно тренировочной работы, что два подряд выходных у детей не бывает, а сами тренировки отличаются длительностью и только предтрен и заминка могут занимать по полчаса каждая. Он же рассказывал на своём опыте, что ЦСКА очень и очень отстаёт в плане подготовки от Англии.

Школьные годы чудесные. На каком уровне система подготовки молодых футболистов в России?


В 2016 году, как всегда своевременно, в нашей стране пытаются внедрить стандарты немецкой программы подготовки футболистов. Такое соглашение заключили между собой Минспорта РФ, РФС, Немецкий футбольный союз и компания «Adidas». Но, во-первых, сама суть меморандума остаётся неясной, подробности не оговариваются до сих пор, будет ли программа работать и насколько массово и эффективно – непонятно. А во-вторых, даже если какие-то плоды от такого сотрудничества мы и увидим, кардинально они ничего не изменят – как сообщает РФС, программа рассчитана на детей от 10 до 14 лет. Аривидерчи.

Так что мегаталантов ждать нашей стране не приходится, по крайней мере, ближайшие несколько (хоть бы не десятков) лет.

Недавно это подтвердил президент России, высказав свои мысли о выступлении Сборной России на ЧМ–2018: «Будем надеяться, что ребята...порадуют болельщиков хотя бы стремлением к победе». Аминь.
+4
Автор: Никита КусакинФото: РФС, Eurposport, Краснодар, Arsenal

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)