АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
26.09.2017, 12:15 1
Олег Лыткин – о великом голкипере, который проигрывал «Спартаку».

25 лет назад «Спартак» и «Ливерпуль» играли в Москве. Спартаковцы одержали красивую победу 4:2, а футболист, про которого пойдёт речь, стал главным антигероем встречи в «Лужниках». Что не мешает ему оставаться одним из величайших вратарей в истории «Ливерпуля» и самым известным футболистом Южной Родезии/Зимбабве. Вы, наверное, догадались, что это Брюс Гроббелар.

Прежде чем стать вратарём, он отправил на тот свет двадцать человек. История легенды «Ливерпуля»


Брюс – колдун

О существовании Брюса Гроббелара я узнал весной 1984 года, когда «Ливерпуль» взял Кубок чемпионов, обыграв в финале «Рому». Причём в Риме. Судьба «ушастого кубка» решалась в серии пенальти, в которой преуспел клуб из Англии. «Футбольное обозрение» показало небольшой сюжет о финальном матче. Главным героем оказался вратарь «Ливерпуля» – усатый брюнет в ярко-зелёном свитере и столь же ярко-красных трусах. Нет, он не взял ни одного удара. Но своим нестандартным поведением, ужимками, даже клоунадой, – чего стоили укусы сетки и колебания ногами, вратарь этот вынудил промахнуться двух лидеров «Ромы» – Бруно Конти и Франческо Грациани. Оба чемпиона мира, сбитые с панталыку чудачествами вратаря, пробили выше перекладины.

Фамилию героя я не запомнил. Отложилось что она какая-то немного жуткая, было в ней что-то кладбищенское. А имя было запоминающимся. Брюс Ли. Или другая ассоциация – чернокнижник и сподвижник Петра Первого Яков Брюс. Скоро я узнал, что вратарь – не англичанин, представитель африканской страны Зимбабве, известной в те годы как Южная Родезия. Фамилия действительно отдавала мертвечиной – Гроббелар. Тогда я ещё не знал, что её носитель, прежде чем стать весёлым вратарём, отправил на тот свет несколько десятков человек. Об этом мне стало известно незадолго до приезда «Ливерпуля» в Москву на матч со «Спартаком» осенью 1992 года.

Гроббелара я с тех пор видел нечасто. Матчи английского чемпионата на нашем телевидении не показывали, а короткие сюжеты были очень редки. В еврокубках англичане не играли, во многом из-за болельщиков «Ливерпуля». Писали о самом титулованном клубе Англии у нас тоже немного. Поэтому приезду его команды в Россию я был рад. Во многом из-за возможности увидеть Гроббелара в деле.

«Спартак» в тот дождливый октябрьский вечер порадовал. А Гроббелар разочаровал. В воротах «Ливерпуля» появился не тот бравый молодец в ярко-зелёном свитере, а постаревший и погрузневший лысый дядечка, лицом похожий на Александра Розенбаума. И свитер у него был какой-то бледно-синий, может, потому, что его команда играла в зелёном. Особых шуток и ужимок я тоже не видел. А вот чудачеств было немало. Сначала Брюс отбросил мяч ногой Игорю Ледяхову, тот не ожидал подарка и пробил мимо. Спасти от гола Николая Писарева родезиец вряд ли мог – выход один на один. Хотя за бросок ногами вперёд ему наверняка досталось от Владимира Никитовича Маслаченко. Но во втором тайме опытнейший вратарь испугался рывка Михаила Русяева и отбросил мяч Валерию Карпину. Тот уже не был столь великодушен, как Ледяхов, точно пробил по пустым воротам. А в конце встречи при счёте 2:2 бывший спецназовец завалил в собственной штрафной Дмитрия Радченко, за что и получил красную карточку. Два следующих мяча пропускал уже не Брюс, а примеривший его свитер защитник Дэвид Барроуз.

«Спартак» одержал блестящую победу (вот бы 25 лет спустя так же). Проигрыш в «Лужниках» ускорил расставание «Ливерпуля» с одним из самых легендарных вратарей в истории клуба. Грэм Сунесс не жаловал Брюса ещё в бытность игроком, а сделавшись тренером – тем паче. Последней каплей стал конфликт Гроббелара со Стивом Макманаманом. Вратарь-ветеран не постеснялся отвесить оплеуху восходящей звезде за обрез в игре с «Эвертоном», приведший к голу в ворота Брюса. Макманаман было вскинул кулаки, но потом одумался, вспомнил, что его обидчик знает сорок способов убийства.

Сорок способов лишить человека жизни

Брюс Гроббелар по происхождению бур – потомок голландцев, переселившихся на юг Африки в незапамятные времена. Все, наверное, знают кто такие буры из книги Луи Буссенара «Капитан Сорвиголова». Сам Брюс родился в южноафриканском Дурбане, но вырос в соседней Южной Родезии. Работал на отцовской ферме, учился, играл в футбол и с чёрными, и с белыми сверстниками. Мечтал стать футболистом и стал им. Играл в воротах местных клубов, за молодёжку, даже за первую сборную Южной Родезии разок сыграл. Но все планы перечеркнула война. В конце семидесятых Южная Родезия оставалась одной из немногих стран Африки, не получивших независимости. Вспыхнула война темнокожих и белых. Девятнадцатилетний Брюс был призван в армию и был зачислен в спецназ парашютно-десантных войск. Израильские военные инструкторы, которых привлёк колониальный режим Яна Смита, учили родезийских спецназовцев убивать. Как потом признал сам Гроббелар, за короткий срок его обучили сорока способам убивать. Вскоре Брюсу пришлось применять навыки на практике. Молодой боец своими руками отправил на тот свет более двадцати врагов. Подразделение, где служил будущий обладатель Кубка чемпионов, готовили для ликвидации лидера сепаратистов Роберта Мугабе, нынешнего президента Зимбабве. Но не сложилось. Брюс оказался на проигравшей стороне и был вынужден бежать из Родезии, которая превратилась в Зимбабве, в соседнюю ЮАР.

Брюс никогда не говорил о том, что ему пришлось пережить. О своих боевых подвигах и поражениях. О ранах, если они были. Он старался всеми силами вырвать эти полтора года из своей жизни. Даже его чересчур вычурная, клоунская манера поведения на поле была попыткой справиться с поствоенным синдромом. «После того, что мне довелось пережить на войне, я могу воспринимать футбол только как шоу», – однажды сказал Гроббелар.

Прежде чем стать вратарём, он отправил на тот свет двадцать человек. История легенды «Ливерпуля»


Счастливые билеты

И начались хождения по мукам. В Южноафриканской республике беженцев из Родезии принимали холодно, а местные темнокожие и вовсе враждебно. В «Дурбан Сити», куда устроился Брюс, почти все партнёры были коренными африканцами. И они откровенно сплавляли молодого вратаря. Пришлось уехать. Семья Гроббеларов оказалась в США. Но футбол в Штатах переживал не лучшие времена, и растренированный парень из Родезии оказался никому не нужен. Брюс попробовал свои силы в бейсболе, но тянуло в футбол. Попытка устроиться в Англии оказалась неудачной. Брюс предлагал свои услуги самым разным клубам, но всюду получал отказ. И вдруг каким-то чудом удалось устроиться в нефутбольной стране, а именно в Канаде – в клубе «Ванкувер Уайткэпс». Оказалось, что за годы войны Гроббелар не разучился играть. Тренер «белых кепок» Тони Уэйперс, в прошлом вратарь «Бёрнли», почувствовал, что перед ним талант. Дружелюбно встретил африканца и основной вратарь «Ванкувера» англичанин Фил Паркс. Дебют у Брюса оказался неудачным, «Уайткэпс» проиграли «Лос-Анджелес Астекс» 0:2, один из двух мячей забил великий Йохан Круифф. Но потом Гроббелар освоился и за год сумел вытеснить старшего товарища Паркса из ворот. Фил не обиделся, и вместе с Тони Уэйперсом пообещал поискать Брюсу местечко в Англии.

А потом молодому африканцу повезло снова – его увидел тренер Рон Аткинсон и позвал в Англию. В неказистый в спортивном отношении «Крю Александра», клуб четвёртого дивизиона. Эта скромная команда уже тогда имела репутацию фабрики звёзд, где находили способных парней и делали из них стоящих игроков. Родезиец воспользовался своим шансом и проявил себя как очень способный вратарь. Получил известность за пределами четвёртого дивизиона. А ведь в начале сезона даже в «Крю Александре» толком не знали, как зовут их вратаря – вносили в протокол, как Билла, делая при этом несколько ошибок в замысловатой голландской фамилии. В конце сезона Брюсу повезло в третий раз – его позвали в «Ливерпуль», куда редко приглашают дважды.

«Ливерпуль», который тогда тренировал великий Боб Пэйсли, был чемпионом Англии. Место в воротах более десяти лет занимал Рэй Клеменс, один из голкиперов сборной Англии. Рэй выиграл с «Ливерпулем» всё, что только выигрывается, и в какой-то момент решил освежить свою славную карьеру. Может быть, уход в «Тоттенхэм» был не лучшей идеей, но вратарская бригада требовала обновления. И пока Клеменс готовился к переезду в Лондон, бывшему десантнику Гроббелару и бывшему полисмену Стиву Огризовичу предстояло выяснить, кому быть преемником. Брюс забил напоследок мяч с пенальти за «Крю Александру», после чего отбыл в распоряжение «Ливерпуля». Основным оставался Клеменс, а Гроббелар и Огризович боролись за место на условной скамейке запасных. Почему условной? Потому что вплоть до учреждения английской Премьер-лиги в заявку на матч можно было вносить 14 футболистов – 11 игроков стартового состава и трёх запасных. Отдавать одну из трёх вакансий резервному вратарю было бы расточительно.

Незаменимый

В 1981 году, выиграв с «Ливерпулем» очередной, свой третий Кубок чемпионов, Рэй Клеменс отправился за новыми ощущениями в «Тоттенхэм». А основным стал Брюс Гроббелар. Отставной констебль Огризович снова остался не у дел. Новый вратарь, конечно, удивил. Если Клеменс действовал предельно рационально и аккуратно, то Гроббелар или Jungleman (человек из джунглей), как его прозвали в Англии, был полной противоположностью. Брюс работал на грани риска, совершал немыслимые и подчас ненужные броски, играл на нервах. Но выходил победителем и грубых ошибок не совершал. Консервативную английскую публику порой шокировали гримасы родезийца, его жесты и сальто, забавные фото. Кто-то кричал «уберите этого клоуна». Были и те, кому необычный стиль Брюса пришёлся по душе. Всех примирил финал в Риме, где Брюс и его «ноги-спагетти» принесли «красным» ещё один Кубок чемпионов.

Прежде чем стать вратарём, он отправил на тот свет двадцать человек. История легенды «Ливерпуля»


На протяжении пяти лет Гроббелар защищал ворота «Ливерпуля» без замен. С каждым новым сезоном его репертуар пополняли новые репризы. «Красные» выиграли за это время четыре чемпионских титула, два Кубка Англии, четыре Кубка лиги, Кубок чемпионов и ещё раз дошли до финала главного клубного турнира. В том печально известном матче на брюссельском стадионе «Эйзель» Брюс не смог отбить пенальти в исполнении Мишеля Платини. Даже не пытался обезьянничать, настроение было не то.
После трагедии в Брюсселе английские клубы были отлучены от европейских кубков на пять, а «Ливерпуль» на шесть лет. Домашние соревнования по-прежнему оставались главными для англичан, но клубам, вкусившим прелесть европейских побед, постепенно становилось скучно вариться в собственном соку.

У Брюса появились предложения от нескольких зарубежных клубов, но он их отметал. Тем более, что его первый номер не ставился под сомнение, Майк Хупер довольствовался ролью второго голкипера. Лишь в сезоне 1988/89 Брюс долгое время оставался не у дел. Причины были уважительными – сначала травма, потом менингит. Существовала угроза расстаться с футболом. Но Человек из джунглей вернулся в ворота. Правда, характер африканца стал более вздорным, он часто конфликтовал то с соперниками, то с товарищами. А шуточки стали более частыми, чересчур навязчивыми и всё мене адекватными. То, что раньше веселило, начинало раздражать. Но Гроббелара никто не трогал, помнили об его подвигах.

Быть «Ливерпулю» пусту

Изменил ситуацию Грэм Сунесс, который не ладил с Гроббеларом ещё в бытность игроком «Ливерпуля». Говорят, однажды в раздевалке Грэм ляпнул что-то несуразное, а Брюс вспомнил, чему его учили в спецназе. Конфликт бы погашен, шотландец и родезиец выиграли немало, пока Сунесс не подался в «Глазго Рейнджерс». И вот Грэм вернулся в роли тренера среди сезона 1991/92 и попросил старого знакомого быть скромнее. «Ты стал стар, Брюс. От шкафа в раздевалки больше пользы», – бросил новый тренер. По окончании сезона Сунесс стал инициатором приглашения из «Уотфорда» Дэвида Джеймса, первого темнокожего вратаря в истории «Ливерпуля», а затем и сборной Англии. 34-летний Гроббелар понял, что на него больше не рассчитывают.

Он ещё поиграл немножко за «Ливерпуль», в том числе и в памятном матче о «Спартаком», тем более что Джеймс пришёл с травмой. Получил весточку с родины – бедной, но независимой страны Зимбабве. Там никто не собирался преследовать бывшего спецназовца, более того, президент Роберт Мугабе, которого Брюс должен был убить, дал вратарю гражданство. Уже возрастной Брюс поиграл за сборную своей родины.

Из «Ливерпуля» его выжили. В воротах обосновался Дэвид Джеймс, который вскоре получил прозвище «Стихийное бедствие» – догадайтесь почему. Брюс покидал «Энфилд» с тяжёлым сердцем, злые языки даже приписывали ему фразу, подобную той, что произнесла брошенная Петром царица Евдокия Лопухина, покидая Санкт-Петербург – «быть «Ливерпулю» пусту». Врут, наверно. Но в последний раз «красные» были чемпионами как раз с Гроббеларом в воротах. С тех пор – как отрезало.

Брюс тоже ничего не добился после ухода. В «Саутгемптоне» ему было явно скучно, и он связался с сомнительной компанией, которая привела его на скамью подсудимых. Знаменитого вратаря обвинили в участии в договорных матчах. Он долго судился с газетой The Sun. Вроде бы отбился и даже выиграл у издания один фунт стерлингов, но был вынужден заплатить судебные издержки в полмиллиона фунтов. Таких денег у вратаря не оказалось, и он объявил себя банкротом.

После «Саутгемптона» Брюс играл ещё за несколько клубов, самым приличным из которых был «Плимут Аргайл». Несколько раз завершал карьеру и несколько раз возобновлял. Последний раз в 50 лет. Сейчас в свои почти шестьдесят Гроббелар играет за канадскую любительскую команду на острове Ньюфаундленд.

Прежде чем стать вратарём, он отправил на тот свет двадцать человек. История легенды «Ливерпуля»


Тренерскую карьеру легендарного вратаря успешной назвать сложно. Он работал со сборной Зимбабве, возглавлял несколько южноафриканских клубов, но без особых успехов. Занимался благотворительностью, например, помог собрать деньги для лечения жены Кенни Далглиша Марины. Женщине удалось победить рак, и, наверное, в этом есть заслуга Брюса.

Гроббелар часто выступает в роли эксперта и комментатора. Весьма критически оценивает игру нынешних вратарей «Ливерпуля» Симона Миньоле и Лориса Кариуса, но всё же верит в них. И собирается, во всяком случае несколько лет назад собирался, приехать в Россию на Чемпионат мира. «Впечатление о вашей стране было смазано моей неудачной игрой в Москве. Надо получить новые эмоции».
+6
Автор: Олег ЛыткинФото: Liverpool, LFCHistory

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)