АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
14.07.2016, 12:00 0
Легендарный исландец с фантастической карьерой отвечает на вопросы фанатов.

Скромная, но гордая Исландия известна, как страна гейзеров, вулканов и изумительной природы. Ничего из этого, впрочем, не принесло ей известность – принесли её выдающиеся исландцы. Прежде всего, страна известна своими музыкантами, но этим летом футбольный мир узнал о ней, в том числе, благодаря этому человеку – несравненному Эйдуру Гудьонсену.

Ему сейчас 37 лет, но он продолжает играть, а его семья (за исключением старшего сына) проживает в Барселоне, где новое поколение Гудьонсенов уже одной ногой в академии «Барсы».

Мы сидим в ресторане «Да Греко», который когда-то обожал Анри, и он старательно отвечает на все вопросы поклонников.

– Правда ли, что будучи сыном профессионального футболиста, у вас было больше шансов добиться успеха? Чем бы вы занимались, если бы не футбол? (Том Коллинс, Глостер)

– Я не стал футболистом, потому что я сын футболиста – просто футбол у меня в крови. Говорят, что с момента, когда я впервые увидел мяч, я больше не видел ничего. В трёхлетнем возрасте я знал, что стану профессиональным игроком! Просто знал. Я был одержим футболом, как и все мои друзья. Я любил смотреть на игру отца. Я никогда и не думал заниматься чем-то другим.

Эйдур Гудьонсен: «Я подражал Джоуи из «Друзей»


– Нравилось ли вам играть вместе с Роналдо в ПСВ? Вам было всего 17, вы чему-нибудь у него научились? (Андре Дутра)

– Я быстро понял, что играю с особенным человеком. Ему было 19 – всего на два года больше, чем мне, но я был мальчиком, а он – мужчиной. Он мог творить чудеса на бегу, вытворяя любые трюки с мячом. Нормальные футболисты – даже первоклассные – для такого замедляются, но он всё делал на скорости. Зачастую его было невозможно остановить. Он был уникальным – никто не мог играть так, как он. У него я научился двойной стеночке.

– Вы помните, как ваш отец промазал важнейший пенальти за «Андерлехт» в финале Кубке УЕФА-1984 против «Тоттенхэма»? Это не помешало вам присоединиться к «шпорам» спустя 26 лет? (Ричи Фрэнч, Эссекс)

– Я не помню тот момент, но помню записи. Для отца это было тяжёлое время: он восстановился от травмы, и не он один тогда промахнулся, но всегда запоминают последних. Это не помешало мне перейти в «шпоры» – «Тоттенхэм» отличный клуб, и на то время переход был логичным.

Папа был первоклассным футболистом. Он играл во времена, когда за команды выступало по три иностранца, а правила Босмана не существовало. Тогда играть за границей было тяжело, но он провёл выдающуюся карьеру, поиграв на протяжении 20 лет и став лучшим нападающим в Бельгии. Когда ему было 34, его признали лучшим иностранцем в истории Швеции. Ему не везло с травмами, но карьера у него получилась отличной.

– Вы боялись, что придётся завершить карьеру, когда травмы вынудили вас покинуть ПСВ? (Мохамед)

– Страх был, особенно когда врачи заверили меня, что на высшем уровне мне уже не поиграть. Когда на протяжении двух лет всё так хаотично, начинаешь думать о плохом, но я всё равно верил, что это не конец. Я не поддался страху и просто перетерпел. Всего я перенёс семь операций.

– Каково это, когда в сборной Исландии вы вышли на замену отца? (Даррен Финкл)

– Поразительно осознавать, что я играл в одном матче со своим отцом. С трудом верится, что его заменили на меня. Он тогда поцеловал меня в щёку – он нервничал даже больше. Это неправда, когда утверждают, что бывший президент Футбольной ассоциации и директор «Вест Хэма» Эггерт Магнуссон не дал нам вместе играть. Через шесть недель должен был состояться ещё один матч, и нас хотели поставить вместе, но я травмировался. После той травмы папа выступал ещё два года, но мы вместе не поиграли.

– Какой гол был лучшим в твоей карьере? Может, сольный гол в ворота «Болтона» в Кубке Лиги против «Уимблдона» в 1999? (Колин Муди)

– Да, хороший гол. В то время «Уимблдон» был в АПЛ и привлекал много внимания. Тот сезон поднял меня и мою репутацию на новый уровень, и гол был к этому причастен. Точно один из любимых.

Но был и другой – за «Челси» в ворота «Саутгемптона» в сезоне-2004/05. Я получил мяч в центре, куда меня поставил Моуринью, сыграл в стеночку с Ярошиком, затем отдал мяч Лэмпарду, который отдал пас на Дрогба, который спасовал его мне. Это был классный командный мяч. Также я забил ударом через себя в ворота «Лидса».



– Ты сердился на Дина Холдсворта, который не забил за «Болтон» в полуфинале Кубке Англии после того, как вы создали идеальный момент? (Майк Джонс)

– Я не сердился, просто был разочарован. Мы отлично сыграли и провели выдающийся сезон. Мы прошли в полуфинал Кубка Англии и Кубка Лиги, а также прошли в плей-офф. Проблема в том, что мы давили по всем фронтам, из-за чего в итоге и не сложилось. Я был ещё юн, а Дин Холдсворт был опытным игроком – я ему ничего не мог сказать.

– Что означает жест руками, который ты использовал, чтобы отмечать голы за «Челси»? (Сэм Томпсон)

– (Смеётся) Думаю, это я подчерпнул у телесериала «Друзья», который тогда много смотрел. В одном эпизоде Джоуи надел на себя всё бельё Чендлера, и спросил: «Я могу ещё что-нибудь надеть?». После этого он изобразил что-то руками, и мне его жест понравился.

– Ты невероятно сыгрался с Джимми Флойдом Хассельбайнком. Вы дружили? Вы удивлены его успехам на тренерском поприще? (Том Харрисон)

– Мы сразу сдружились, и это помогло. Мы играли по-разному, но относились к футболу одинаково. Джимми обладал мощью, а я старался правильно выбирать позицию и ловить передачи. Обычно я от него отклеивался и играл глубже, но мы варьировали игру. Классное было время. Мы подружились – мы даже вместе отметили Рождество со своими подружками. Я не удивлён, что он успешный тренер, поскольку он всегда понимал футбол. Он упрям и целеустремлён – типичный голландец.

Эйдур Гудьонсен: «Я подражал Джоуи из «Друзей»


– Если бы пришлось сражаться, какой бы приём ты использовал? Он, понятное дело, воспользуется своими внушительными бёдрами. (Данни Мак)

– (Смеётся) Традиционно бёдрами хвастаюсь я, но тут он победит. Придётся мне придумать что-то хитрое, потому что он меня сделает за счёт силы. Может, ткну его в глаз.

– Сезон-2003/04, «Челси» проходит в четвертьфинал ЛЧ с «Монако», «Порту» и «Депортиво». Ты был уверен в победе? Тяжело было проиграть «Монако»? (Данни Финкл)

– Мы должны были пройти в финал. В Монако мы напортачили и ошиблись с тактикой. Была ничья 1:1 в гостях, и у нас было на одного игрока больше. Замены были полезны, но мы проиграли. «Монако» была хорошей, но не выдающейся, и надо было выигрывать. Поражение 3:1 дома было для нас перебором.

– Многие считали, что с назначением Жозе Моуринью ты покинешь команду, но ты остался и помог ей. Что тебе сказал Жозе? Тебе пришлось его убеждать в чём-то? (Эдриан Эванс, Уотфорд)

– На следующей день Питер Кеньон сообщил, что новый тренер хочет поговорить. При встрече он сказал мне: «Эйдур, я твой новый тренер. Даже не думай уходить из «Челси». Ты мне нужен – в лучшей форме. Готовься начать работать пятого июля».

Вот и всё. Больше ничего.

– Каково это – выиграть первый титул АПЛ, причём на стадионе «Болтона»? Было ли так ещё приятнее? «Челси» дико отмечал? (Сара Браун)

– Самого факта победы было достаточно, но я помню, что некоторые фанаты «Болтона» пели моё имя, и это было очень приятно. Люблю «Болтон» и тамошних людей. Я два раза отлично там поиграл. Празднование? Ничего особенного – вскоре нас ждала игра с «Ливерпулем» в ЛЧ.

– Насколько сильно отличался «Челси» 2000-го года от «Челси» 2006-го? (Пэт Уиттл)

– По составу они были примерно равны, но в 2006-м менталитет стал явно более чемпионским. Клаудио Раньери был приятным парнем и отличным тренером, но Моуринью был более целеустремлённым, а средний возраст команды был идеален. Когда я присоединился к коллективу Джанлуки Виалли, там были и опытные, и молодые ребята, но практически никто не был в возрасте 24-27 – а это идеальный возраст для игрока.

– Ездил в Исландию за покупками? Там также популярна лазанья с тикой из курицы? (Дженни)

– (Смеётся) Разумеется! Стоило мне заскучать по дому, как я тут же паковал вещи и отправлялся в Исландию на шоппинг. Да нет. Я всего-то туда разок съездил и ничего не купил.

– Пришлось ли тебе отказать «Реалу», чтобы перейти в «Барсу»? (Алан Фитч)

– В то время ходили слухи об интересе «Реала». Вообще они первыми заинтересовались мной из испанских клубов. Но тогда у них проходили выборы и не было тренера, так что серьёзность их намерений оставалась под сомнением. Я не представлял, как дела делались в Испании. Когда «Барселона» предложила мне контракт, у них всё было на месте, а они только-только выиграли ЛЧ. Я подумал: «Да без вопросов – где расписаться?». Слухи про «Барселону» до меня доходили на протяжении года – с того момента, когда мы выбили их из еврокубков.

Эйдур Гудьонсен: «Я подражал Джоуи из «Друзей»


– Тебя купили на замену Хенрика Ларссона. Чувствовал ли давление – приходить после такой популярной личности? (Томас Хедберг)

– Я и знать не знал, что буду кого-то заменять. Затем до меня дошло, что мы оба из северных стран, причём с одним номером. Я мог выйти на замену и забить победный гол, но послушать местных, и создавалось ощущение, что Хенрик Ларссон забивал победный мяч в каждой игре. Так они его помнят, и я никак не мог его затмить. Он был великим игроком. Впрочем, из-за этого дополнительного давления не возникало – переход в «Барсу» уже создаёт нехилый стресс. В «Челси» тренировки проходили на высоком уровне, но тут всё было несколькими уровнями выше. Каким бы жёстким ни был твой пас, игрок всегда обрабатывал его идеально. Если ты потерял мяч, вернуть его было невозможно.

– Ты относишься к редкому числу тех, кто поиграл под руководством Жозе Моуринью и Пепа Гвардиолы. В чём сходства и различия между ними? (Джерейнт Мэттьюз)

– Сходства заключаются в их скрупулёзности в работе. Футбольным языком, Жозе больше думает о защите. Это не относится к стилю игру, но к его подходу в изучении соперника. Гвардиола больше одержим тем, как играет его команда. Характеры у них совершенно разные. Гвардиола тихий и не любит идти на конфронтацию, Моуринью более резкий и не боится ответить за свои слова. Жозе любит скандалы и жёсткие обсуждения. Гвардиола предпочтёт таких разговоров избегать.

Эйдур Гудьонсен: «Я подражал Джоуи из «Друзей»


– В 2010 году ты перешёл в «Тоттенхэм». Насколько близок ты был к трансферу в «Вест Хэм», и что убедило тебя, что «шпоры» – лучший вариант? (Митч Уоддон)

– Я был близок. Велись переговоры с Джанфранко Дзолой, который тренировал «Вест Хэм», но по пути в Англию я поговорил с Гарри Реднаппом по телефону. Он уже переговорил с моим агентом и папой. Приземлившись в Лондоне, я встал перед дилеммой – «Тоттенхэм» или «Вест Хэм»? Я выбрал команду, которая стремилась играть в ЛЧ и не боролась в нижней части таблицы. Владельцы «молотобойцев» были более остры на язык, но всё решила эта простая причина.

– Почему в «шпорах» ты провёл так мало времени в аренде? Твой опыт нам бы пригодился в Лиге чемпионов! (Ричард Миллер, Энфилд)

– Да, странно получилось. Я сожалею о том, как всё случилось. Многие болельщики «Челси» поморщат носы, но мне очень понравилось в «Тоттенхэме». Они хорошая команда, и за них играли Гарет Бэйл, Лука Модрич, Питер Крауч, Ледли Кинг, Нико Кранчар и Гомес. Очень мощные ребята. Последними слова от Реднаппа стали: «Увидимся на предсезонке. Ты отлично поиграл – ждём и в следующем сезоне». Но этого не случилось. У меня был контракт с «Монако», и я вернулся. Не знаю, была ли проблема с ценой трансфера или ещё с чем.

– Ты играл в АПЛ и Примере. Где тяжелее? (Амин Джега)

– Технически сложнее в Испании. Физически – в Англии.

– В чём разница между выступлениями за «Болтон» и «Барселону»? (Блэр Кокбёрн)

– Не считая погоды, различий особых не было. В «Болтоне» атмосфера была словно наэлектризована, а в Испании фанаты как бы всё время говорили: «Сначала сделай что-нибудь выдающиеся, и только после этого мы будем аплодировать». На «Рибоке» атмосфера всегда заряжена, а 27 тыс. людей могут шуметь как 98 тысяч. Увы, в АПЛ с «Болтоном» не поиграл, но мы играли против «Ливерпуля» в Кубке Англии, и атмосфера была сумасшедшая.

– Ты играл с такими гигантами, как Фрэнк Лэмпард, Лионель Месси и Гарет Бэйл в самом начале их карьер. Ты сам понимал, кто из молодых пробьётся на вершину, а кто – провалится? Удивил ли тебя кто-нибудь из одноклубников, став лучше или хуже, чем ты ожидал? (Кай Джонс, Кардифф)

– Харри Кейн оказался намного лучше, чем я ожидал. Это только доказывает, что стопроцентно понять футболиста невозможно. Нужно знать человека лично, понимать его отношение к делу. Когда Кейн с нами тренировался, я не знал, как к нему относиться. Знай я его лучше, и моё мнение было бы иным. Обычно талант можно распознать, но это ещё не значит, что футболист им воспользуется. В голове может заключаться главная слабость.

Фрэнк Лэмпард тоже оказался намного лучше, чем я думал. Когда его подписал «Челси», он казался мне хорошим игроком за завышенную сумму (11 млн. фунтов), но в итоге он оказался одним из самых выгодных трансферов в истории клуба. Каждый сезон делал его только лучше. Особо следует выделить его рабочую этику, благодаря которой он и стал звездой.

Насчёт Месси никто и не сомневался. Когда он был совсем маленьким – может. Слишком тихим он был, но с переходом в основную команду в нём всё переменилось.

Эйдур Гудьонсен: «Я подражал Джоуи из «Друзей»


– Как ты оказался в Китае? Жажда играть максимально долго? (Джейми Лэй, Саттон)

– Я не хотел повторить предыдущий сезон, когда я присоединился к «Болтону» в ноябре. Я хотел начать сезон с самого начала. Я ждал, что «Болтон» заключит со мной контракт, но этого не случилось. Теперь мы знаем, что проблема была в деньгах. Пришло предложение из Китая, и я согласился.

Давайте начистоту: когда едешь в Китай, ты ожидаешь хорошо заработать. Но на моё решение повлияло не только это. Я просто хотел и дальше играть в футбол. Я вышел на поле 14 раз, стадион был заполнен – 40 тыс. на каждой игре. Атмосфера – потрясающая. Наша команда была организована, и играла на контратаках, что мне не подходило. Иногда я играл слева, где приходилось носиться по флангу, и тогда я постоянно думал: «Я слишком стар для этого!»

– Что думаешь об Исландии на Евро-2016? Пройти на турнир – большое достижение, учитывая размеры страны? (Бен Уиллс)

– Невероятное достижение. Говорят, что во Францию отправится 15 тыс. фанатов – это около пяти процентов населения! Вот она – любовь к футболу в Исландии. Мы такие маленькие, и воспитывают нас в максимально либеральной обстановке, и в итоге преступность практически отсутствует, а дети играют на улице даже поздней ночью. Когда искренне любишь футбол, можно играть вплоть до заката – но он просто не наступает.



– Есть шанс, что ты будешь играть достаточно долго, чтобы сыграть со своим сыном за Исландию? (Роберт Стед, Лестер)

– Вряд ли. После Евро во Франции я закончу карьеру в сборной. Что касается клубного футбола, то как получится. Думаю, я всё ещё могу играть на достойном уровне. На Евро выступать могут только играющие футболисты, и я не могу дождаться впервые в нём поучаствовать.

Я всё ещё люблю футбол. Я люблю тренироваться каждый день. Я пережил тяжёлую травму в 33 года, и все сказали, что мне после такого не вернуться. Но я пообещал себе, что так карьера не закончится, и с тех пор уже четыре года как играю.

Впрочем, вряд ли я повторю успех Райана Гиггза. Мне до него всего два года, но в моём возрасте эти два года будут очень долгими.

Оригинал: Andy Mitten, FourFourTwo
+7
Автор: Денис КошелевФото: fourfourtwo.com

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)