АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
30.01.2016, 16:00 2
Джиджи решил стать вратарём под впечатлением от игры камерунца Тома Н’Коно.

Внук знаменитого вратаря Лоренцо Буффона и соотечественник многих других знаменитых голкиперов Джанлуиджи Буффон на первое место поставил Тома Н’Коно. Именно игра камерунца так потрясла итальянского мальчишку, что он сам решил стать вратарём. Надо ли уточнять, какой вратарь получился из Буффона? А вот его кумир сейчас слегка подзабыт. Поэтому с удовольствием расскажу о камерунце. Приоткрою небольшой секрет. В личном рейтинге вратарей, игру которых мне довелось видеть, Н’Коно занимает второе место. После нашего Рината Дасаева.

И в офигительных штанах… Любимый вратарь Буффона

Как и многие в нашей стране, я открыл для себя Тома Н’Коно во время Чемпионата мира 1982, на котором дебютировала сборная Камеруна. Надо сказать, что камерунцы были одной из самых загадочных команд первенства мира. Мне был известен только один игрок – нападающий Роже Милла. Осенью восьмидесятого тбилисское «Динамо» играло с французской «Бастии» в рядах которой и выступал камерунец. Не запомнить его было трудно, тем более что Котэ Махарадзе так сочно произносил фамилию форварда. Про поигравшего во Франции Жана-Пьера Токото я к своему стыду не знал. Еженедельник «Футбол-Хоккей» писал, что ворота камерунцев защищает Томас Н’Коно, один из лучших вратарей Африки. Но мне, в ту пору ученику восьмого класса, камерунцы, как и любая африканская сборная, виделась командой несерьёзной, для которой уже само участие в Чемпионате мира было огромной удачей. Куда больше занимало, как наши комментаторы будут произносить забавные фамилии игроков сборной Камеруна типа Эйобо, Онана или Эбондо.

Но стоило увидеть матч сборных Перу и Камеруна, как моё отношение к африканцам резко переменилось. Француз Жан Венсан, возглавивший «львов» перед самым первенством, привёз в Испанию очень грамотную команду. Но наибольшее впечатление произвёл вратарь, он же капитан, которого наша пресса называла Томасом Н’Коно.

Пора сделать пояснение. Камерун – франкоязычная страна, и имя вратаря звучит на французский манер – Тома с ударением на А. Информация, как говорится, из первых рук – точнее из уст самого Н’Коно. Мне довелось поговорить со знаменитым камерунцем в 2005 году, когда Тома приезжал в Москву в качестве одного из тренеров «Эспаньола». «Не обижаюсь, когда меня называют Томасом, даже привык к этому варианту имени. Но вообще-то я Тома», – сказал мне камерунец, оказавшийся очень приятным собеседником.

Итак, Тома Н’Коно. Рослый, худощавый вратарь с белозубой улыбкой во все 32 зуба. С такой внешностью он мог бы играть хороших негров в добрых советских фильмах. Светло-серый свитер и чёрные потёртые треники. Что было весьма необычно в тридцатиградусную жару.

″...– Я всегда играл в шерстяных штанах. Видел бы ты, какие в Камеруне поля… Травы очень мало, солнце выжигает. Поэтому падать, а вратарю приходится часто падать, жёстко. Ноги легко поцарапать, а потом эти микротравмы долго заживают. Да ещё инфекцию какую-нибудь подловить можно. Трико смягчает падение и помогает избежать травм и ушибов. Вот я и привык играть в брюках. Было ли мне жарко? Африканца жарой не испугаешь....″

Но не штанами же прославился Тома, а своей игрой. Потрясающая реакция – уже в матче с Перу он потащил парочку таких мячей. Какая-то потусторонняя пластика, присущая лишь темнокожим. Смелость – камерунский вратарь лез в горячие точки штрафной площадки, не зажмуривая глаз. Он превосходно вводил мяч, как рукой – добрасывал его за среднюю линию, так и ногой – точно своему. После матча между сборными Перу и Камеруна я стал симпатизировать африканской команде, а уже её вратарь стал моим любимцем. Следующего матча – с поляками я ждал с нетерпением.



Уже через много лет я узнал, что вратарём Тома стал довольно поздно – в пятнадцать лет и по воле случая. Начинал он как нападающий, причём играл неплохо. Немало забивал. Но однажды на тренировке Н’Коно нанёс столь сильный удар, что сломал руку вратарю. Пришлось, как виновнику случившегося, самому становиться в ворота. Сыграл раз, другой, да так и остался на посту номер один. Навыки игры в нападении тоже помогли, бывший форвард нередко угадывал – как и куда полетит мяч. К 26-и годам, а именно столько было камерунскому вратарю во время Чемпионата мира 1982 года, он успел немало – выиграть пять раз чемпионат своей страны с клубом «Тоннер» и с ним же взять парочку Кубков Африканских чемпионов.

Но вернёмся к событиям лета восемьдесят второго. Сборная Польши была более серьёзным соперником, чем команда Перу – усатому тренеру Антонию Пехничеку удалось создать интересный купаж из героев 1974 года и новой волны польских футболистов. Но Камерун выдержал и это испытание, а его вратарь снова сохранил ворота в неприкосновенности. Вторая нулевая ничья. «Умеет ли он вообще пропускать»?

Лишь на исходе часа своего третьего матча Тома вытащил мяч из сетки. Гол итальянца Франческо Грациани был эффектным, но необязательным. Удар головой в дальний угол был хорош, но прыгучий камерунец наверняка бы потащил его. Если б не ямка на поле в Виго, куда угодила нога Н’Коно. Тома не смог как следует оттолкнуться и не достал мяч. Его товарищи восстановили равновесие через минуту – в итоге ничья 1:1. Сборные Италии и Камеруна набрали по три очка, но итальянцы, менее всего похожие на будущих чемпионов мира, имели разницу 2:2, а африканцы – 1:1. Сборная Камеруна завершила выступления.



– Если б не та ямка, глядишь, и чемпион был бы другим. Но, что произошло, то произошло. Главное, что мы разбили стереотип о несостоятельности африканских команд на крупных турнирах. На том чемпионате нас сопровождал колдун, который стучал в бубен, когда соперник атаковал наши ворота. Может, поэтому мы пропустили всего один мяч, – шутил Тома.

А если серьёзно, то сборные Камеруна и Алжира на том первенстве развеяли стереотип о несостоятельности африканских команд. Тома Н’Коно и ещё один герой того чемпионата гондурасец Хулио Арсу в свою очередь перечеркнули ещё один предрассудок – будто среди темнокожих не бывает хороших вратарей.

Сразу после завершения группового этапа Тома Н’Коно подписал контракт с барселонским «Эспаньолом». Возможно, столь звёздный голкипер был достоин лучшей участи, чем испанский середняк. Но, что случилось, то случилось. И на долгие девять лет камерунец связал себя со второй командой Барселоны. Как игрок. Как тренер вратарей он трудится в «Эспаньоле» более десяти лет.

И в офигительных штанах… Любимый вратарь Буффона

«Эспаньол», как было сказано абзацем выше, был довольно средним клубом, а стало быть его вратарю скучать не приходилось. На плечи Тома обрушилась колоссальная нагрузка. Он немало пропускал, больше мяча за игру, однако сколько же он выручал. И «попугаи» порою приносили сенсацию, обыгрывая фаворитов, потому что те никак не могли расколдовать ворота, защищаемые африканцем в шерстяных штанах. Правда, на это время Н’Коно выпал из поля зрения наших болельщиков. Камерун не пробился на Чемпионат мира 198-го года, а «Эспаньолу» наша пресса уделяла немного внимания. Имя африканца всплывало лишь в сообщениях о матчах сборной мира, куда нередко приглашали сразу и Дасаева, и Н’Коно.

Тома напомнил о себе в сезоне-1987/88, когда его скромный «Эспаньол» произвёл сенсацию в Европе, дойдя до финала Кубка УЕФА. По дороге в финал «попугаи» поочередно обыграли «Милан» и «Интер». Тома в тех матчах был столь же бесподобен, как на испанском Чемпионате мира. Подозреваю, что именно тогда юный Джиджи Буффон и был очарован игрой африканца. Так что потом, став взрослым, назвал своего сына Томасом в честь кумира. Весной Н’Коно получил травму и не смог помочь «Эспаньолу» в первом полуфинальном матче с «Брюгге». Результат 0:2. Но в ответной игре камерунец снова занял место в воротах, и его присутствие помогло барселонцам взять убедительный реванш 3:0.

Финал Кубка УЕФА тогда состоял из двух матчей. В первой игре «Эспаньол» уверенно разобрался с леверкузенским «Байером» – 3:0. Что может быть лучше, после такой победы, считай Кубок в кармане. В Леверкузене гости выдержали первый тайм. Выступавший за «аспириновых» бразилец Тита забил один мяч, но этот гол засчитан не был, ибо нападающий выбил мяч из рук Н’Коно. Но после перерыва в воротах «попугаев» побывало три мяча. Два из них были неберущихся. Дело дошло до послематчевых пенальти. Первый удар Тома взял (единственный отражённый им 11-метрвый на моей памяти), но затем удача отвернулась от барселонцев. Рюдигер Фольборн отразил два пенальти и принёс «Байеру» его единственный международный трофей.

″...– Выскажу парадоксальную мысль. Если бы мы выиграли в первом матче 2:0, то Кубок УЕФА был наш. Счёт 3:0 в Барселоне сыграл с нашей командой злую шутку, мы приехали в Германию, чувствуя себя победителями турнира. Немцы были иного мнения. Мы же не смогли перестроиться по ходу встречи и упустили трофей. Сказалась нехватка опыта таких турниров. «Эспаньол» нечасто взлетал столь высоко, – вспоминает Н’Коно. ...″

А через год «Эспаньол» вылетел из Примеры. Сборная Камеруна же напротив набирала ход под руководством советских тренеров – Валерия Непомнящего и Льва Броварского. Но ворота её защищал другой футболист. Жозеф-Антуан Белл, он же Жо-Жо, с возрастом дядюшка Жо-Жо, котировался в Африке не меньше, чем его почти ровесник Н’Коно. Именно Белл был признан лучшим вратарём континента ХХ века. В 1982-м году Жозеф-Антуан так же входил в заявку камерунцев, но все матчи смотрел со скамейки запасных.

″...– Наше соперничество с Беллом никогда не выходило за рамки сборной и всегда оставалось в рамках приличия. Жозеф никогда не подсиживал меня, ему тоже грех обижаться на меня. У нас прекрасные отношения. Созваниваемся, говорим о том, о сём. Соперничество за место – вещь обыденная в футболе. Ворота одни, а претендентов несколько....″

На Чемпионат мира в Италию именно Белл ехал в качестве основного. Н’Коно же был взят Непомнящим во многом за былые заслуги. Африканцам досталась непростая группа – действующий чемпион мира сборная Аргентины с самим Диего Марадоной, крепкие румыны и вице-чемпион Европы сборная СССР. Матч команд Аргентины и Камеруна открывал программу чемпионата. Но где же блестящая как зеркало лысина Белла? В воротах «львов» снова были замечены потёртые штаны Н’Коно.

И в офигительных штанах… Любимый вратарь Буффона

″... – Я ехал в Италию в качестве второго вратаря. Жозеф отыграл весь отборочный турнир, выиграл чемпионат Франции с «Марселем». Я же переживал не лучший этап своей карьеры. Но в игре с Италией Валери (Тома произносит имя Валерия Кузьмича на французский манер) вдруг решил сделать ставку на меня. Я вышел и не пропустил ни одного мяча. А потом уже отыграл весь турнир....″

Камерунцы тогда взяли, да обыграли чемпионов мира. Потом в тяжёлой борьбе была обыграна сборная Румынии, и камерунцы первыми из африканцев сумели выйти из группы. В третьей игре «львы» попали под горячую руку сборной СССР, потерявшей к тому времени реальные шансы на выход в плей-офф. Наши футболисты отгрузили Тома четыре безответных мяча.

″...– К тому времени мы уже обеспечили выход из группы, вот и позволили себе расслабиться. Хорошо помню ту игру, нечасто мне доводилось пропускать по четыре мяча. Но это был лишь эпизод в жизни величайшей из всех сборных Камеруна. Русские тренеры Валери и Лео сделали чудо. Заставили нас поверить в свои силы. Вот мы и дошли до четвертьфинала, где уступили англичанам в равной борьбе....″

Та сборная Камеруна действительно стала украшением довольно скучного Чемпионата мира. В четвертьфинале «львы» в дополнительное время сломили сопротивление другого открытия турнира – сборной Колумбии. В четвертьфинале самая сильная за последние лет сорок сборная Англия лишь в дополнительное время, с помощью пенальти сумела взять верх. Команда Валерия Непомнящего вошла в восьмёрку сильнейших сборных планеты, и это был грандиозный успех. На родине футболистов встречали как героев, а к прозвищу «львы» добавился эпитет – «неукротимые».



Если главным камерунским героем 1982 года был Н’Коно, то сейчас Тома делил славу с неувядаемыми Роже Милла и Эммануэлем Кунде, представителями нового поколения Франсуа Омамом Бийиком и Сирилем Маканаки. Он пропустил не один случайный гол, как восемью годами ране, а целых девять в пяти встречах. Тем не менее, сам Н’Коно больше любит Чемпионат мира 1990-го года. Надо ли говорить почему?

На своё третье мировое первенство – в США 39-летний Н’Коно отправился в качестве безработного. Контракт с испанским «Сабаделем» истёк, поэтому игровой практики не хватало. Получил свой шанс 38-детний Белл. Камерунцы сыграли вничью 2:2 со шведами, потом пропустили три безответных мяча от сборной Бразилии. После этой игры тренер сборной француз Анри Мишель повздорил с Беллом. Из столицы Камеруна звонили члены правительства, просили поставить на матч со сборной России Н’Коно.

″...– Я попросил Анри Мишеля не ставить на эту игру. Чувствовал себя неважно. Поэтому место в воротах занял Жак (Жак-Селестен Сонго’О). После игры с вашей сборной я очень сочувствовал Жаку. Не хотелось бы оказаться на его месте. Все шесть мячей были очень сложными для вратаря, вины Жака нет ни в одном из них. ...″

Сборная России тогда хлопнула дверью, прищемив ей сборную Камеруна. Олег Саленко забил пять мячей из шести, вписав своё имя в историю Чемпионатов мира. Сборные России и Камеруна вместе покидали США расстроенными. При том, что играли они в очень сильной группе – с будущим чемпионом и третьим призёром.

Карьера Тома Н’Коно на этом не закончилась. Камерунец уехал в Боливию, где дважды выигрывал чемпионат южноамериканской страны с клубом «Боливар».

″...– Мне исполнилось сорок лет, и я собирался заканчивать, как вдруг звонок из Боливии. Я немного подумал и согласился. Конечно, пугали и отдалённость, и высокогорье, но я решился. Тем более, что испанским языком я овладел в совершенстве. В «Боливаре» я провёл два года и два раза становился чемпионом страны. Публика меня обожала. Кроме того, в Боливии я начал готовить себя к тренерской работе, и боливийский опыт мне пригодился и в сборной Камеруна и в «Эспаньоле». ...″

Тома Н’Коно тренировал вратарей сборной Камеруна. В 2002-м году во время Кубка Африки, проходившего в Мали, он даже угодил за решётку. Малийцы приняли его за колдуна и арестовали «за наведения порчи на соперника».

″...– Было такое дело. Я забыл в гостинице свой пропуск. Возвращаться было поздно, и я поехал с командой на полуфинальный матч со сборной хозяев. Малийским полицейским показалась подозрительной моя жестикуляция за предматчевой разминке. Подошли, потребовали предъявить документы. А их то и нет. Меня на глазах всех зрителей в наручниках вывели со стадиона. Пришлось долго доказывать, что я не шаман, а тренер Тома Н’Коно. Камерунцы тогда обыграли сборную Мали и без колдовства. Я человек современный и отношусь к магии и колдовству лишь как традициям народов, населяющих мою страну....″

И в офигительных штанах… Любимый вратарь Буффона

В 2004 году Тома вернулся в «Эспаньол», где работает с вратарями. В каждого из своих подопечных он вложил немало души, поделился своим мастерством. Среди его учеников не только камерунец Карлос Камени, но и Горка Ираисос, Кико Касилья, нынешний страж ворот «попугаев» Пау Лопес. За это время в «Эспаньоле» сменилось немало тренеров, но легенда клуба неизменно входит в тренерский штаб. В свои пятьдесят девять лет Тома энергичен и молод душой. Иногда он надевает перчатки, свои знаменитые штаны и становится в ворота на тренировках. Кто видел, говорят, что легендарный вратарь в полном порядке.

Сам Тома себя легендарным не считает. Помню, как он сказал мне:

″...– Помилуйте, какая же я легенда? Я был просто хорошим вратарём, добросовестно выполнявшим свою работу. Так и напишите....″
+15
Автор: Олег ЛыткинФото: Getty Images

Сейчас читают

Загрузка...
Футбол онлайн Текстовые онлайн трансляции
Результаты матчей LIVE
Футбольная ТВ Программа Трансферы LIVE
Рейтинг букмекеров
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)