АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
Войти как пользователь
СтатьиДругое 9.12.2015, 12:00 7

МЛС – на подъёме

В США – настоящий бум футбола. Какая в МЛС культура боления и что повлияло на рост популярности этого спорта?

Вот забавный факт: в вашем гардеробе найдётся одежда старее, чем половина команд МЛС. Более того: у вас в холодильнике может найтись горчица, чей срок годности истёк ещё до того, как начались многие соперничества американского чемпионата.

Даже несмотря на такие вот интересные мысли, никто не может отрицать того факта, что МЛС в этом сезоне по-настоящему расцвёл: соперничества, какими бы они ни были новыми, оказались не на шутку принципиальными, перфомансы фанатов на стадионах сравнились с европейскими баталиями, а один только взгляд на то, как после матча болельщики уходят со стадиона – пиво в руках, кричалки на всю улицу – даёт нам понять, что это вовсе не такая уж несерьёзная лига, как мы привыкли о ней думать.

С бесплодной почвы…

Нынешняя популярность футбола в США – серьёзное достижение, особенно учитывая провалившийся эксперимент с НАСЛ, когда в 70-х звёзды мирового футбола тщетно пытались оторвать американцев от их излюбленных баскетбола, американского футбола и бейсбола. Тот провал привёл к тому, что футбол в Америке оброс негативными стереотипами, связанными с хулиганизмом и невзрачными играми по нулям. Футбол кое-как остался в американской культуре, но его прировняли к чему-то детскому: многие дошкольники в США записываются в футбольные кружки, но в школе все выбирают «взрослый» спорт.


Сейчас же происходит настоящий футбольный бум. Посещаемость всех стадионов – от Ванкувера до Нью-Йорка и Хьюстона – возрастает на 7% за год. Средняя посещаемость МЛС – 21,554 зрителей, что ровняется домашнему стадиону «Суонси». И с каждым годом бьются всё новые рекорды.

Статистика, впрочем, показывает далеко не всё. Фан-культура в США растёт огромными темпами, и уже сейчас готова соперничать со многими европейскими чемпионатами.

Как же был достигнут этот удивительный феномен? Нельзя забывать про «эффект Бекхэма» или то, как здорово боссы и основатели клубов позаимствовали европейские и южноамериканские модели и адаптировали их к американской корпоративной структуре. И всё же, ничто не было бы достигнуто, если бы не гениальное решение, которое зародилось здесь и только здесь: решение дать волю фанатикам…

1. Ультрас – не плохое слово

Недавние стычки между фанатами «Нью-Йорк Буллс» и «Нью-Йорк Сити» вызвали ожидаемую бурю на американском телевидении, где всё ещё опасаются, что футбольные фанаты скопируют худшую сторону культуры боления. Как тут не вспомнить жёсткие потасовки британцев, когда болельщики «Нью-Йорков» то и дело выкрикивали «Who are ya?» с фальшивым британским акцентом.

И всё-таки подобные жёсткие столкновения невероятно редки. Болельщики клубов жёсткости предпочитают юмор и атмосферу дружеского соперничества. Проще говоря, как выразился один фанат «Нью-Инглэнд Революшн», день матча – «это одна большая пьянка».

Нельзя забывать и фактор размеров США, которые в 38 раз больше Великобритании. Здесь путешествующие издали фанаты всегда принимаются с теплом и гостеприимством.

МЛС – на подъёме

Впрочем, не стоит описывать МЛС через розовые очки. И тут бывает жарко: так, на странице в «Википедии» клуба «Сан-Хосе Эртквейкс» есть не самая приятная запись о том, что в апреле 2013-го одного из фанатов арестовали за нападение на поклонника «Портленд Тимберс». «Сан-Хосе Эртквейкс» известен своими особо буйными фанатами в США.

Такие примеры насилия категорически запрещены в любых других лигах, ведь всё-таки как бы фанаты ни любили звать себя «армиями» или «ультрас», их насилие всегда ограничивается терминологией.

2. Американская культура боления

Многие знают, что в США у фанатов спортивных команд есть любимая традиция собираться перед стадионами до начала игры и наслаждаться свежеприготовленными хот-догами и холодным пивом. Эта традиция прижилась и у поклонников европейского футбола.

Фил Гаттенби, фанат «Манчестер Сити» из Бостона, рассказывает о типичным сценарии:

″...Мы приезжаем за три часа до начала матча, достаём гриль и пиво. Случайные люди могут присоединиться к вам, предложить свои кексы или муссы. Люди также не прочь посоревноваться в чеканке мяча и других играх.

Вы можете представить, чтобы в Англии такое разрешили? У нас хотят, чтобы все были внутри, где можно купить дорогущее паршивое пиво....″


3. Странный альянс

Основатели МЛС не просто приветствуют культуру боления, они поместили всё своё видение фандома в руки фанатов, которые смогли объединиться с клубами и создать что-то настоящее, искреннее.

Только в Америке такое возможно, когда группы фанатов с названиями «Мятежный отряд» и «Древесная армия» плотно работают с самими клубами на официальном уровне.


Гаррет Диттфурт, глава по связям портлендской «Древесной Армии», поясняет:

″...Каждый месяц мы встречаемся с правлением клуба, говорим о состоянии дел и рассуждаем, как можно помочь людям получить ещё больше эмоций от футбола. Они прекрасно понимают, что мы можем перегнуть палку, но они принимают это за данность. Как любые две группы, у нас есть что-то, с чем мы не согласны, но, главное, мы знаем, что наши цели схожи: построить успешную команду, создать потрясающую атмосферу на стадионе и наладить связь с сообществом....″

4. Шумовой занавес

Довольно быстро для МЛС стало нормой, когда трибуны заполняются яркими баннерами, а фанаты создают настоящую стену из шума и кричалок, нацеленных на запугивание соперника. Стоит упомянуть «Ди Си Юнайтед Иглз» и клан «Изумрудного Города» клуба «Сиэтл Саундерс». Все они помогают по-настоящему прославить атмосферу на своём стадионе на всю страну. Впрочем, настоящие звёзды – два коллектива «Орландо Сити», которые совместными усилиями устраивают «Стену» – внушающее яркое представление на трибунах. Владелец клуба Фил Роулинс и его жена Кэй тоже близки к фанатам: на играх они поют погроме многих.


5. Всем нужны хорошие соседи

Кричалки и песни – это замечательно, но они не произведут должного эффекта, если нет настоящего фактора соперничества. Именно по этой причине новейшие футбольные франчайзы США «Нью-Йорк Сити» и «Лос-Анджелес» стараются как можно быстрее влиться в культуру принципиального соперничества, которое старательно развивает МЛС.

МЛС – на подъёме

Злейшие враги уже появились: «Сиэтл Саундерс» и «Портленд Тимберс» не первое десятилетие испытывают большую нелюбовь друг к другу. Уже сейчас можно сказать, что в будущем нас ждёт немало настоящих дерби, ведь футбол в США растёт с каждым годом.

Оригинал: Stephen Tudor, FourFourTwo.
+4
Автор: Денис КошелевФото: Getty Images