АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
5.09.2014, 08:00 0
Весна 1990-го года навсегда останется в памяти болельщиков «Динамо» Загреб и белградской «Црвены Звезды», да и всего балканского народа.

Поединок, ставший предвестником страшной войны13 мая 1990-го года. Солнечный весенний день, поединок между грандами, тогда еще югославского футбола. Поединок, ставший предвестником кровопролитной балканской войны и вскоре вспыхнувшей схватки между двумя близкими по этносу народами, различными лишь по религиозному признаку. Матч, который навеки вписан в трагические страницы современного футбола, ставший своего рода театром будущих боевых действий на юге Европы.

Конец 80-х и начало 90-х были предельно неспокойным периодом с геополитической точки зрения. Объединение Германии, распад Чехословакии, приближающийся развал Советского Союза, гражданские волнения и социальные противоречия на территории практически всей карты Старого Света. Однако, все это несравнимо с тем бурлящим вулканом, который образовался в бывшей Югославии, воспылавшей террором, этническими чистками и ожесточенными противостояниями, в которые были втянуты практически все балканские народы. Если в союзные времена, знаменитому «красному» вождю Тито еще удавалось кое-как сдерживать национальную вражду сербов, хорватов, бошняков, словенцев и македонцев, то после его смерти в 1980-м году ситуация вновь начала накаляться до предела.

Поединок, ставший предвестником страшной войныВ 1990-м в Югославии были проведены первые демократически выборы, по итогам которых к власти, предсказуемо, пришли правые и национально ориентированные радикальные силы. В Хорватии таковой стала партия известного диссидента Франьо Туджмана, чья политическая программа была крайне проста – полная независимость Хорватии и отделение от «большого брата». В Сербии царили прямо противоположные настроения, подпитываемые желанием южных славян сохранить существовавшее годами государство, помноженным на совершенно очевидные империалистические амбиции. Все эти «копошения» в момент перекинулись на гражданское общество, которое тотчас вспомнило все обиды и горести второй мировой, где «братушки» были по разные стороны баррикад. Чего уж говорить о такой взрывоопасной субкультуре, как футбольные фанаты…

В 1989-м суппортеры одного из наиболее именитых югославских клубов, белградской «Црвены Звезды», объединились в сплоченный и мощный фанатский фронт под названием Delije (Герои). Их лидером стал легендарный в местных кругах Желько Ражнатович, которого Интерпол официально назвал одним из десяти самых опасных преступников на планете. «Аркан» – таково было прозвище Ражнатовича – сплотил красно-белых фанов в монолитную организацию, которая на закате весны 1990-го навсегда вошла в историю. Причем историю, не только югославского футбола, но и Европы вообще. Принято считать, что именно с событий на стадионе «Максимир» берет свое начало леденящая сербо-хорватская война 1991-1995 годов.

Поединок, ставший предвестником страшной войны13-го мая того года на хорватском «Максимире» должна была состояться дуэль между «Динамо» и «Црвеной», на которую прибыло порядка трех тысяч «звездашей» во главе с Арканом. Стычки между двумя лагерями начались еще задолго до футбольного поединка, однако, это было лишь начало месива. Сегодня мы уже не определим, кто был провокатором и зачинщиком беспорядков, однако, оскорбительные лозунги доносились с обеих сторон. Хорваты неустанно заряжали «Srbi – na vrbi» (Сербов на вербы), а их сербские недруги скандировали «Загреб – сербская земля» и «Убьем Туджмана».

Градус ненависти нарастал и незадолго до начала матча Delije разломали рекламные щиты и ринулись к «динамовцам» и рядовым болельщикам, затеяв грандиозное побоище с применением любых подручных средств, файеров, выломанных сидений, и даже заточек. Bad Blue Boys (топовая и главенствующая группировка «Динамо») была взбешена подобным поведением приезжих, спустя определенное время, постаравшись прорваться на поле, и добраться до своих оппонентов. Присутствовавшая на стадионе полиция (на удивление в мизерном количестве) попыталась использовать слезоточивый газ и резиновые дубинки, но тщетно. Порядка 400-та хулиганов «Динамо» таки просочились на футбольное поле, ринувшись к противоположным секторам, сметая на пути блюстителей порядка. Порядка сотни «акционеров» добрались до поклонников «Црвены», начав срывать их баннера и пытаясь затеять драку, с тем же применением всего, что попадется под руку. Столкновения были прекращены лишь после появления на «Максимире» водометов и подкрепления в виде бойцов местных спецподразделений. В беспорядках пострадали сотни людей – кого-то в бездыханном состоянии оттаскивали с поля, кто-то был отравлен слезоточивым газом, другие с многочисленными побоищами спустя время угодили в местные лечебницы.

Поединок, ставший предвестником страшной войныПримечателен еще и тот факт, что большую часть находившейся на арене полиции составляли сербы, не хорохорившиеся с хорватскими фанатами. В одном из эпизодов, знаменитый в будущем полузащитник «Милана» Звонимир Бобан влетел ногой в одного из полицейских, встав на защиту собственных соотечественников, которые тотчас окрестили его национальным героем. Заметим, что за эту выходку Звонимир был дисквалифицирован на полгода, и пропустил Чемпионат мира в Италии, однако, как говорил после в интервью, совсем не сожалеет о том, что сделал.



Практически через час силовикам все же удалось погасить очаги конфликта на «Максимире», зачистить сектор и арену в целом, однако, стычки между полицией и Bad Blue Boys продолжились на улицах Загреба. Любопытно, что сербские фанаты, которые, по сути, и начали побоище, все это время находились на своей трибуне – только лишь поднявшись на второй ярус – и спокойно наблюдали за всем происходящим. А затем их постепенно начали выводить со стадиона под присмотром сил правопорядка…

Через месяц, югославы отправились на свой последний мундиаль в еще сербо-хорватском варианте. В стане балканской национальной дружины оказалось пятеро игроков «Звезды» и двое динамовцев. А в августе «Аркан» создал Сербскую Добровольческую гвардию, в которой стал командиром. Вскоре эту Гвардию окрестили, как «Тигры Аркана». Вчерашние футбольные фанаты начали сражаться не на трибунах и улицах некогда единой страны, а на полях войны. Войны, которая оставила кровавый след практически в каждой хорватской, боснийской и сербской семье. На эту войну поголовно отправились и представители Bad Blue Boys, в честь которых на злосчастном «Максимире» установлен монумент. «Тем болельщикам «Динамо», для которых война началась 13 мая 1990 года сражением на этих трибунах и чья жизнь, впоследствии была брошена на алтарь Родины», - написано на нем. Ражнатовича, к слову, ликвидировали в 2000-м году. По слухам, за этим убийством стояли люди Слободана Милошевича, который испугался политической гонки с «Арканом», ставшим настоящим идолом местной молодежи, да и не только ее.

Поединок, ставший предвестником страшной войныПосле печальных событий мая 90-го, югославский чемпионат просуществовал всего сезон. Началась самостоятельная футбольная история маленьких республик, за которую положили головы тысячи людей, отправившихся воевать за свою независимость и землю, дарованную предками.

Загребское побоище наглядно указывает на то, что футбол является зеркалом происходящего в обществе, регионе, да и стране в целом, находя свое отражение порой в откровенно зверском и ненавистном обличии. Как бы, не разъединяли политику и футбол, их дорожки всегда будут переплетаться, однако, все мы можем найти в себе силы, чтобы не повторять ошибок наших предшественников.


+9
Автор: Алексей СтоляренкоФото: Getty Images
Теги

Сейчас читают

Загрузка...
Футбол онлайн Текстовые онлайн трансляции
Результаты матчей LIVE
Футбольная ТВ Программа Трансферы LIVE
Рейтинг букмекеров
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)