АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
11.04.2016, 16:00 4
FootballHD.ru – о самом известном парагвайце в мире, авторе единственного вратарского хет-трика в истории футбола.

То, что в Аргентине играет очень интересный вратарь по имени Хосе Луис Чилаверт, я узнал где-то в первой половине девяностых. Правда, познания мои были весьма ограничены – Чилаверт – парагваец, играет за «Велес Сарсфилд». В 1993 просочилась информация, что удар Чилаверта с пенальти принёс «Велесу» чемпионский титул – первый после длительной паузы.

Какая глыба, какой матёрый Чилавертище


Увидеть парагвайца в деле довелось только в декабре 1994. В матче за Межконтинентальный кубок сошлись победитель Лиги чемпионов «Милан» и обладатель Кубка Либертадорес аргентинский «Велес Сарсфилд». Ворота последнего, как раз и должен, был защищать тот самый парагваец. Который и свои ворота надёжно защищает, и на чужие порою покушается. И вот на поле в Токио появился мускулистый качок с грозным выражением лица, который очень по-хозяйски занял место в воротах «Велеса». Играл этот представитель индейского народа гуарани очень спокойно, хладнокровно, что на линии, что на выходах. Когда он выходил на перехваты, то игроки «Милана», парни далеко не робкого десятка, как-то не спешили идти на перехваты. Ибо столкновение с голкипером ничего хорошего не сулило. Запомнилось лицо Хосе Луиса – скуластое, злое, но при этом имеющее весьма уверенное выражение. Стрижка «короткий ёжик» мощная шея. Прозвище «Бульдог», которое приклеилось к Чилаверту в Аргентине, на мой взгляд, было не вполне точным. Тут не бульдог, тут целый сенбернар, наверно.

«Велес» стал клубным чемпионом мира, обыграв команду Фабио Капелло 2:0. Чилаверт сыграл безупречно. Не разочаровал. Наверное, не я один тем зимним днём переделал знаменитую ленинскую фразу о Льве Толстом, ибо фамилия вратаря давала повод для игры слов. Какая глыба, какой матёрый Чилавертище. Вот только гола от Чилаверта увидеть не довелось. А к тому времени Хосе Луис любил огорчать коллег. И не только с пенальти.

Было бы преувеличением сказать, что Чемпионат мира 1998 года я ждал из-за возможности увидеть Чилаверта. Но и из-за неё тоже. Сборная Парагвая пробилась в финальную часть турнира. Хосе Луис к тому времени собрал внушительную коллекцию наград, как командных, так и личных – например два трофея лучшего вратаря мира. Звёздность, простите за несколько вычурное слово, Бульдога давно перешагнула границы Аргентины и Южноамериканского континента. Европа хотела увидеть вратаря, которого когда-то не разглядела. Хосе Луис приобрёл известность не только как футболист, он стал самым известным парагвайцем на планете. Что мы знали о Парагвае до него? Что есть такая небольшая и бедная страна в Южной Америке, что там долго правил диктатор полунемец-полуиндеец Альфредо Стресснер, приютивший у себя немало беглых негодяев. А Чилаверт открыл для мира свою страну, показал, что там есть футбол, есть самобытные игроки.

″...– Когда я возглавил сборную Парагвая, то многие знакомые выражали мне сочувствие. Говорили, что я не сработаюсь с Чилавертом. Говорили, что Хосе – хороший вратарь, но при этом обладает весьма скверным характером. Вспыльчив, строптив, упрям. Ничего подобного. Он своеобразный человек, к нему нужен подход. Я его нашёл. И за два года у меня не возникло никаких проблем в работе с Чилавертом. Он был моим верным помощником и проводником идей, - говорил бразильский тренер Пауло Сезар Карпеджани, возглавлявший сборную Парагвая в 1996-1998 годах....″

Сборная Парагвая выступила достойно. Нулевая ничья с болгарами, затем те же самые ноль-ноль со сборной Испании – неплохой результат в матчах с не самыми последними европейскими командами. А потом уверенная победа над нигерийцами 3:1, принесшая второе место в группе и дальнейшее продвижение. Чилаверт же доказал, что не зря признавался лучшим вратарём мира аж два раза.

Какая глыба, какой матёрый Чилавертище


А потом парагвайцы нарвались на хозяев турнира. Что уже выглядело как приговор для южноамериканцев. Но Чилаверт считал иначе и совершенно не боялся сборной Франции.

″...– Мы мечтаем побить Францию. В конце концов, мы опередили Испанию и Болгарию, а это что-то да значит. Я не думаю, что сборная Франции сильнее прочих, и боюсь я не её, а арбитра, - говорил Хосе Луис перед тем матчем в Лансе....″

И хотя Франция играла без Зидана, преимущество «les blues» было заметно. Но когда дело доходило до ударов, то мяч непременно летел в руки Чилаверту. Лишь раз Тьерри Анри сумел переиграть «вождя краснокожих», но удар пришёлся в штангу. Девяносто минут ничего не выявили. Пришлось играть до золотого гола. Я, будучи давним поклонником сборной Франции, испытывал двойные чувства – с одной стороны хотелось, чтоб французы скорее решили все вопросы, но как же был хорош Чилаверт, с другой – не хотелось, чтоб он уезжал домой раньше срока. «Пробили» Чилаверта на 114-й минуте, Лоран Блан затолкал мяч в сетку. Но у кого бы повернулся язык сказать хоть что-то плохое про вратаря проигравших. Недаром, по итогам 1998 года Чилаверт в третий раз был признан ФИФА сильнейшим голкипером планеты.

″...– Про нас никто не знал. Они даже Парагвай на картах не разместили, видимо, понятия не имели, где он находится. Теперь знают, - подвёл итог ЧМ-1998 его лучший вратарь....″

Теперь давайте вспомним, как пришёл индеец племени гуарани к всемирной славе. Пятый сын парагвайского бухгалтера впервые надел собственные ботинки в семь лет – до этого ходил босиком, в лучшем случае донашивал обувь старших братьев, точнее то, что от неё осталось. Пас коров с пяти лет, потом отвозил молоко в лавки. Семья жила более, чем бедно. Но к рождению Хосе Луиса в доме появился видавший виды чёрно-белый телевизор, который без конца ломался. Но футбол по нему иногда смотрели. Старшие братья любили играть на пустыре, а потом приобщили и младшего. Хосе тоже мечтал играть в поле, но его, как самого маленького, отрядили в ворота.

Со временем трёх старших Чилавертов – Хулио Сесара, Хуана и Роландо позвали в «Спортиво Лукеньо», один из популярных клубов страны. Они замолвили словечко за младшенького. Так 15-летний Хосе Луис тоже был зачислен в команду. Но тренер не спешил подпускать худого, как скелет (в это трудно поверить, особенно сейчас) мальчишку к тренировкам основы.

Нельзя сказать, что Хосе Луис стремился стать профессиональным футболистом, его больше привлекала учёба на экономическом факультете. За что он и удостоился прозвища «профессор». Но всё же футбол взял верх. В 18 лет Чилаверт-младший сыграл за основной состав и сделал это вполне прилично. Этот матч успел посмотреть и высоко оценить дедушка братьев Чилвертов. Через несколько дней его не стало.

Какая глыба, какой матёрый Чилавертище


«Спортиво Лукеньо» был хорошим и популярным клубом, однако в те годы он явно не блистал. Поэтому Чилаверт принял приглашение одного из лидеров чемпионата «Гуарани». Как выяснилось, не напрасно. Клуб стал чемпионом Парагвая, а его молодой вратарь получил превосходную прессу. Там же, в «Гуарани», Хосе Луис впервые огорчил коллегу – реализовал пенальти в одной из встреч чемпионата.

Но в «Гуарани» Профессор надолго не задержался, разве можно было устоять перед предложением одного из именитых клубов Аргентины «Сан-Лоренсо». Чилаверт отыграл за «ворон» три с лишним сезона, но этот период почему-то редко вспоминают. А зря. Именно в «Сан-Лоренсо» Хосе начал бить штрафные. Тренер Бора Милутинович приучил. Сначала заключил пари, а потом самому вратарю понравилось. Относительно небольшая стопа – у Чилаварта при росте 188 сантиметров только 39-й размер обуви, придавала мячу особую траекторию. В результате тренировок Хосе забивал восемь ударов из десяти – ещё два приходились в стойки, и мог сбить с 30 метров маленькую бутылку с водой. Другое дело, что в игре вратарь не пускал в ход новое оружие. Всё тот же Милутинович не позволял.

В 1986 году сборная Парагвая во второй раз в истории пробилась на Чемпионат мира. Хосе Луис мечтал поехать в Мексику, но тренер Каэтано Ре не включил его в заявку. Нет, футболист по фамилии Чилаверт на турнир поехал, но был один из братьев по имени Роландо, полузащитник «Гуарани». Ворота были доверены лучшему на тот момент голкиперу страны Роберто Фернандесу по прозвищу Кот. Хосе Луис конечно же огорчился, но в своём непопадании в сборную увидел стимул для дальнейшей работы. Через три года он добился своей цели. Уже в качестве вратаря испанской «Сарагосы».

Первая попытка заиграть в Европе оказалась не то, чтоб неудачной, особых провалов в играх за «Сарагосу» у Чилаверта не было. Но и больших подвигов за парагвайцем не числилось. Неуютно чувствовал себя индеец в бывшей метрополии. Зато матчи за сборную приносили немало эмоций. В игре со сборной Колумбии Хосе Луис забил своему приятелю Рене Игите на 90-й минуте с пенальти. Причём парагвйский вратарь добирался к «точке» довольно долго, судья уже начал поглядывать на свисток. В игре с Эквадором Чилаверт сцепился с нападающим соперника и получил красную карточку. В последствие, он часто дрался и ругался, причём в числе недругов были и знаменитости – например, Роберто Карлос и аргентинец Мартин Палермо.



″...– На футбольном поле не бывает друзей. Зато дефицита врагов не наблюдается, - любил говорить Чилаверт. – Я много дерусь? Посмотрите на мою физиономию и поймёте, что мне уготована роль плохого парня....″

В Испании Хосе Луис познакомился с аргентинским тренером Карлосом Бьянки, который впоследствии и позвал парагвайца в «Велес Сарсфилд», - главный клуб в карьере великого вратаря. «Велес» с Чилавертом выиграл всё, что можно было выиграть – Кубок Либертадорес, Межконтинентальный кубок, четыре чемпионских титула, кучу второстепенных трофеев, а сам Бульдог собрал приличную коллекцию индивидуальных наград. Правда и характер у «Чилы» заметно испортился. Он дрался и ругался уже не только с соперниками, но и с журналистами, а так же работниками стадионов. Однажды в аэропорту Буэнос-Айреса на вратаря напали семь вооружённых ножами и монтировками хулиганов. Они были обращены в бегство, но пару колото-резаных Бульдог всё же получил. К тому же в Аргентине становилось несладко – начинался экономический кризис. И вратарь решил податься, где спокойней и больше платят. Вряд ли болельщики «Велеса» могли его хоть в чём-то упрекнуть – пусть кто ещё послужит их клубу десяток лет.

И тут, уже на излёте своей славной карьеры Чилаверт совершил весьма опрометчивый поступок – решил во второй раз покорить Европу. Тем более, во Франции его хорошо знали по Чемпионату мира 1998 года. Ошибся парагваец в выборе клуба. «Страсбур» казался солидной конторой, но на деле всё вышло несколько иначе. Платили как попало, больших задач не ставили, да ещё президента клуба злил лишний вес парагвайца – он тогда перевалил за центнер. К тому же французы решили приручить южноамериканца – запрещали ему бить пенальти и штрафные, что естественно пришлось не по вкусу строптивому индейцу. Один раз он всё же плюнул на всё и подошёл к точке – и положил мяч в ворота «Нанта». Не мог он уже остановиться, забив шестьдесят с лишним мячей.

Чилаверт забивал не только и не столько с пенальти, пригодилось привитое Милутиовичем бить штрафные. Он мог обвести стенку в относительной близости от чужой штрафной, а мог засадить со своей половине поля. Как это он сделал в игре с «Ривер Плейтом», специально досадив Херману Бургосу, нередко ёрничавшим в отношении Бульдога. Долгое время Чилаверт оставался самым результативным вратарём планеты, пока его не обошёл бразилец Рожерио Сени. Но одно достижение – вратарский хет-трик осталось непокорённым. Все три мяча «Чила» отгрузил с пенальти в ворота аргентинского «Феррокарриля Оэсте».



К лету 2002 года 37-летний растолстевший Чилаверт переживал не лучший отрезок своей карьеры, но у главного тренера сборной Парагвая Чезаре Мальдини не было сомнений по поводу первого номера. Конечно же, Бульдог. При этом Хосе Луис, удалённый в отборочном цикле за плевок в Роберто Карлоса, не мог помочь парагвайцам в игре с ЮАР. Заменивший Бульдога Рикардо Таварелли мог бы занести матч в свой актив, если б не привёз пенальти в уже добавленное время. Победа уплыла. Деликатный Чезаре Мальдини не стал ругать Таварелли, но всё же выразил радость по поводу скорого возвращения «вождя краснокожих». Но лучше б Чилаверт не играл с испанцами, ибо начудил он изрядно, став соавтором двух голов Фернандо Морьентеса. Хосе Луис бегал на чужую половину поля, пристреливался к воротам Икера Касильяса – тщетно. Не смог он взять и пенальти от Фернандо Йерро. В итоге сборная Парагвая, выигравшая первый тайм, покинула поле побеждённой. В третьей игре со словенцами Чилаверт тоже ошибся, пропустил между ног перед самым перерывом. Но партнёры выручили ветерана, забили три мяча во втором тайме. Несмотря на неожиданно слабую игру своей главной звезды, парагвайцы вышли из группы и попали на немцев. Будущему финалисту пришлось трудиться в поте лица, чтоб сломить сопротивление южноамериканцев. Да и Чилаверт был похож на самого себя. Но в самом конце встречи юркий Оливер Нойвилль просочился сквозь оборону парагвайцев и был таков – 1:0.

Мальдини, как вы помните, был предельно деликатен в отношении Чилаверта, но взаимности тут не наблюдалось. Хосе Луис счёл, что пожилой итальянец халтурит, что у него нет должного контакта с игроками. Особенно взбесил вратаря тот факт, что Мальдини не досмотрел до конца встречу со словенцами, а отправился смотреть сборную Италии, за которую выступал его сын Паоло. «Чила» подговорил партнёров, чтобы те общались между собой не по-испански, а на языке гуарани, неведомом итальянскому тренеру. Своеобразный бойкот. Перед игрой с немцами сцепились два сильнейших игрока сборной Парагвая – Чилаверт заподозрил восходящую звезду Роке Санта Круса в симуляции травмы. Вратарю показалось, что игрок «Баварии» не хочет портить отношения со своими партнёрами.

После Чемпионата мира Хосе Луис вернулся в «Страсбур», контракт с которым истекал только в конце года. Но там его не ждали. У непривыкшего сидеть без дела Чилаверта появилось немало свободного времени, чтоб подумать в первую очередь о себе. В частности понять, что с годами он стал тяжёлым, неповоротливым и ужасно сварливым и раздражительным. Он ссорился со всеми – соперниками, журналистами, товарищами, тренерами. И видимо тогда «Чила» понял, что пора.

Он вернулся в Южную Америку, поиграл полгода в уругвайском «Пеньяроле». Неплохо поиграл, став чемпионом Уругвая. Мог продлить контракт, но предпочёл вернуться в «Велес» ради бенефиса. Забил на прощанье (опять же приятелю Игите) и ушёл.

Какая глыба, какой матёрый Чилавертище


Прошло двенадцать лет. Хосе Луис растолстел – весит наверно полтора центнера, не меньше. И подобрел. Уже ни с кем не ругается и тем более не дерётся. Политиком тоже не стал, даром что его прочили в президенты Парагвая, а кто-то считал вторым Че Геварой. В молодости Чилаверт мог разнести в пух и прах президента страны, а с возрастом остепенился. Видимо, понял, что политика – это не только звонкие речи. Выступает в роли эксперта и частенько говорит, что «вратари вымирают, как динозавры». Комментирует матчи, содержит ресторан в Асунсьоне. И тренирует сборную Парагвая. В своих мечтах.


+13
Автор: Олег ЛыткинФото: FIFA.com, goal.com

Сейчас читают

Загрузка...
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)