АвторизацияВойдите на сайт и станьте частью богатой футбольной жизни
Нет аккаунта?Зарегистрироваться
21.03.2016, 12:00 2
Сергей Сурин повествует о судье, тренировавшем сборную Англии, о человеке, который судил международный матч в рекордно преклонном возрасте, и о великом и неповторим Майоре судейского корпуса.

Их было семеро. Семь знаменитых футбольных арбитров XIX века задавали тон и устанавливали планку. В первой части FootballHD.ru рассказал об Альфреде Стейре, Чарльзе Алкоке, Сегаре Бастарде и Чарльзе Клегге. На очереди – Чарльз Хьюз, Джон Льюис, Фрэнсис («майор») Мариндин. C них всё и началось – порядок на поле, соблюдение правил, а значит и игра как таковая.

Ещё один Чарльз, и опять – не Диккенс

Ещё один арбитр – Чарльз Хьюз. Нетрудно заметить, что судей XIX века через одного звали Чарльзами. Жаль, что писатель Диккенс не судил серьёзные футбольные матчи – он ведь тоже был Чарльзом, но чуть-чуть не дожил до больших турниров.

Чарльз Хьюз стоит у истоков создания особого клуба: только в его названии используется имя королевской особы. «Нортвич Виктория». Именно королева Виктория правила в эпоху создания футбольных правил, ассоциаций и первых серьёзных турниров. Долго правила, 64 года, и умерла с приходом XX века.

Хьюз играет в «Нортвич Виктории», тренирует её (слова «тренер» тогда ещё не было, а странных людей, дававших футболистам указания и составлявших списки основного состава, называли «секретарями»), и распределяет денежные средства. В 1877 году получает травму, несовместимую с продолжением игровой карьеры, и начинает судить матчи, а также организует работу региональной Футбольной Ассоциации, которую он возглавляет в течение 30 лет (рекордный срок для того времени). В конце XX века Хьюз был, пожалуй, самым популярным английским арбитром, свидетельство тому – три финала Кубка Англии, на которых он успешно отработал со свистком: в 1891, 1893 и 1894 годах.

В XX веке Чарльз Хьюз уже – вице-президент Футбольной Ассоциации Англии, а в 1907 и 1908 годах он отвечал за подбор футболистов в национальную сборную, то есть, по сути – становится её тренером.

Свистку все возрасты покорны

Джон Льюис судил финалы Кубка Англии 1895, 1897 и 1898 годов. Загадочный и неординарный был человек, начиная с даты рождения – одни источники утверждают, что он родился в 1848 году, другие – на 7 лет позже. Почему это важно – чуть позже. В поисках лучшей жизни, Льюис бросает якорь в Блэкберне (город на северо-западе Англии, а по населению – как наше Раменское). Ну а, бросив якорь, как и подобает английскому джентльмену, Джон организует в городе футбольный клуб. В 1875 году «Блэкберн Роверс», в составе которого был и Джон Льюис, сыграл свой первый матч, через 13 лет вместе с другими 11 командами сформировал английскую Футбольную Лигу, а ещё через 107 лет – выиграл Английскую Премьер-Лигу, что под силу пока что оказалось только ему и суперграндам из Манчестера и Лондона.

Рыцари в чёрном. Люди, ставшие прообразом современного судьи


Когда игровая карьера Льюиса подходит к концу, Джон, повесив бутсы, берёт свисток. Судит он не просто хорошо, а отлично – похоже, Льюис действительно понимал суть футбольной игры. Вот, что он писал о судействе и болельщиках:

″...– Лично я не считаю ужасным то, что многие болельщики свистят и ругаются на те или иные решения арбитра во время матча. Арбитр не должен забывать, что футбол – это, прежде всего, игра, которая заводит, разогревает кровь, инспирирует азарт и кураж – причём, как у игроков, так и у болельщиков. Попробуйте запретить болельщикам выражать свои эмоции, и назавтра трибуны опустеют… ...″

Льюис продолжает набирать авторитет в качестве футбольного арбитра. Никого не смущает его возраст. В конце концов, судья отличается от игрока тем, что ему не обязательно быстро бегать. Главное – хорошо видеть и правильно выбирать позицию. Льюису исполняется 53 года (по другим источникам – 60 лет), а его смело зовут судить футбольный турнир на Олимпийских играх 1908 года. Организаторов не пугает и то, что судить англичанину Льюису придётся матч с участием сборной Великобритании, которой в финале противостояли датчане. Англия победила в присутствии 8 тысяч зрителей (один из мячей забил рыцарь футбола Вивиан Вудворд), и ни у кого не было претензий к судейству.

Прошло 12 лет, четыре из которых заняла безумная мировая война. В 1920 году стали искать судью на полуфинальный матч футбольного турнира стокгольмской Олимпиады. Кто погиб, кто не был готов. Вспомнили о Джоне Льюисе. Льюис согласился и вышел на футбольное поле со свистком в возрасте 65 (или 72) лет. Бельгийская пресса восторгалась судейством. Понятно, что и финал судить выпало именно Льюису. А вот тут он стал непроизвольно автором одного из самых скандальных матчей международного футбола.

К 40-ой минуте финального матча Бельгия, игравшая с чехами, вела 2:0, причём чешские игроки утверждали, что оба мяча были забиты с нарушением правил, но Льюис был непреклонен. Ну а когда на 40-ой минуте Льюис удалил чешского игрока за грубейший фол, чехи в полном составе покинули поле и больше на нём уже не появились, подав протест на судейство. Тем не менее, протест был отклонён, а чешская сборная дисквалифицирована.

Как бы там ни было, можно полагать, что Джон Льюис был самым возрастным футбольным арбитром, судившим международный матч.

Апостол Мариндин

Ну а самым влиятельным, можно сказать – Главным арбитром XIX века, арбитром из арбитров, был все-таки Фрэнсис Мариндин. Или майор Мариндин, как его обычно называли. Майор закончил наиэлитнейшее учебное заведение – Итон, в котором учились самые крутые люди эпохи, например – знаменитый писатель Джордж Оруэлл и нынешний премьер-министр Дэвид Кэмерон…Кстати, Итон всегда славился железной дисциплиной и телесными наказаниями. Издревле учеников пороли розгами. В шестидесятые годы XX века, после полёта Юрия Гагарина в космос, розги поменяли на трость и стали пороть тростью, а в1984 году (когда советским программистом была изобретена игра «Тетрис»), перестали пороть вовсе (кстати, самый известный роман Оруэлла так и называется – «1984»). Вероятно, уважение к правилам и дисциплине у Фрэнсиса сформировалось именно тогда, в его яркие и незабываемые школьные годы.

Рыцари в чёрном. Люди, ставшие прообразом современного судьи


Но, чтобы стать лучшим судьей XIX века, Мариндину потребовалось закончить военную академию и понюхать пороха на полях крымской кампании. И только потом, в звании майора, он ступил на поля футбольные, где тут же создал клуб военных инженеров. Не простых инженеров, королевских: «Ройял Инжиниерс». Сам играет то в воротах, то в защите, а, став капитаном команды, доводит её до кондиции: «Инжиниерс» стали лучшими в Англии в семидесятые годы XIX века, сыграв в пяти финалах Кубка Футбольной Ассоциации.

Дело сделано. Майор Мариндин вешает на гвоздь бутсы, отрабатывает шесть лет в качестве президента Футбольной Ассоциации, ну а потом берёт свисток и становится главным арбитром эпохи. Только вдумайтесь: майор Мариндин восемь раз подряд – с 1883 по 1890 год – судит финалы Кубка Англии! Никогда такое больше не повторится. Никто, кроме майора Мариндина, не выходил 8 раз подряд в финал!

В девяностые годы майор Мариндин передаёт судейский свисток молодым и проводит в Англии важнейшие инженерные работы, связанные с безопасностью железных дорог, а потом ещё успевает установить в Лондоне новейшую систему освещения. За это немудрено было в 1897 году получить от королевы Виктории рыцарский сан. Но жить ему оставалось три года...

Майор Мариндин умирает в последний год XIX века, за девять месяцев до королевы Виктории.

***

Их было семеро – семь судей, сформировавших стандарт поведения арбитра на поле. После них все уже знали, каким должен быть судья. Авторитетным, непреклонным, точным и вездесущим. Ни одно нарушение не должно ускользнуть от его всевидящего ока.

По поводу всевидящего ока как тут не вспомнить знаменитый анекдот брежневского периода про контрразведчика Пронина – тоже, кстати, майора.

Агент 007 смешался с толпой на Московском вокзале и ушёл от слежки. Всё сделал, как и учили в далекой любимой Шотландии. И чтобы уж наверняка уединиться – зашёл в вокзальный туалет, где плотно закрылся в кабинке.

– Тяжела вдали от дома жизнь британского шпиона, - думал Джеймс, неторопливо доставая шифровку. Прочитал, запомнил, разорвал и бросил обрывки в унитаз. Всё – как учили.

Но что это? Джеймс Бонд вздрогнул, обомлел!

Из унитаза на него пристально, с некоторой укоризной, смотрели проницательные и немного усталые глаза майора Пронина.
Агент 007 кидается к бачку, чтобы скорее смыть эти ужасные глаза…

- Спокойно, Бонд, - звучит уверенный голос майора Пронина. – В бачке тоже наши люди.
+6
Автор: Сергей СуринФото: TheFA.com

Сейчас читают

Загрузка...
Футбол онлайн Текстовые онлайн трансляции
Результаты матчей LIVE
Футбольная ТВ Программа Трансферы LIVE
Рейтинг букмекеров
ТОП10

Топ комментаторов в статьях и новостях (за 30 дней)